На часах было уже около восьми часов вечера, когда жительница столичного района Мустамяэ Нина вдруг взглянула в окно и увидела за стеклом висящие в воздухе чьи-то ножки в ботиночках. Она потерла глаза — вдруг показалось? Ножки продолжали висеть. Женщина вышла на балкон и увидела, что ботинки принадлежат ребенку, который держался за ограждение балкона верхнего этажа.

Ребенок не звал на помощь. Он просто висел на балконе четвертого этажа.

Ее дочь Наталья побежала наверх и стала колотить и стучать в дверь к соседям: вдруг они не заметили, как ребенок оказался на балконе… И смогут что-то предпринять. Но никто не открыл.

Невысокая пенсионерка тем временем попыталась дотянуться до мальчика, но не смогла. Подставляла стулья, ставила на них коробки — безуспешно. Стремянки у нее в доме не было.

В какой-то момент силы у ребенка иссякли, руки разжались, и он полетел вниз. Это произошло прямо на глазах пожилой женщины, у которой буквально началась истерика.

”Я увидела, что он лежит на бордюре. И рядом никого нет. Я побежала вниз. Глаза у мальчика были открыты, он пытался что-то сказать, но не смог. Пробовал перевернуться, но я ему сказала: ”Полежи пока, маленький”. Расстегнула ему курточку и что-то ему говорила. Когда подоспела ”скорая”, он уже потерял сознание”, — вспоминает тот ужасный вечер Нина.

7-летний Эркки скончался в больнице через два дня.

Соседка долго винила себя — не смогла помочь мальчику. ”Хотя как я могла помочь? Потом, конечно, пришла в голову мысль, что нужно было бежать вниз, растягивать с дочкой одеяло и ловить ребенка. Но все мы сильны задним умом”, — говорит женщина.

Ребенок погиб, пока отец праздновал

Поначалу происшествие квалифицировали как несчастный случай. Но потом прокурор Леа Пяхкель, взвесив все обстоятельства, пришла к выводу, что следует выдвинуть отцу мальчика, 50-летнему Каупо, обвинение — причинение смерти по неосторожности.

Решающим для прокурора фактором стало обстоятельство, что ребенок погиб именно из-за непредусмотрительного поведения отца.

В суде впоследствии восстановили события того дня. Эркки остался дома с отцом, у которого был выходной. Мама мальчика Инга пошла днем к подруге. Она не торопилась домой, потому что была уверена: за ребенком присматривает отец. Но у Каупо, который работал в МуПо контролером, планы вдруг изменились.

Как сказал мужчина в суде, Эркки не водили в садик уже несколько дней — счета были не оплачены.

Около четырех часов дня Каупо позвонил жене и сказал, что тоже пойдет по делам. Эркки очень хотел пойти вместе с ним, но отец оставил его дома, наказав ждать мать. Мол, она придет, с ней и пойдешь.

Каупо сходил к другу, затем направился домой. На часах было около шести вечера, когда он уже почти добрался до дома. Но вдруг позвонил приятель и позвал в баню — отпраздновать свой день рождения.

Каупо решил домой не заходить. Эркки был уже более двух часов дома один.

Около семи он позвонил жене и удивился, что она еще не дома. Эркки он не звонил — у него не было номера сына.

Ни отец, ни мать даже не могли предположить, что ребенок, который так хотел погулять, решит выйти через балкон. По словам Каупо, у ребенка был свой комплект ключей, но он в суде сказал, что не уверен, знал ли сын, где тот находится.

Видимо, ребенку, который просидел один дома четыре часа, стало скучно. Эркки оделся — куртка, шапка, ботинки. Как будто собирался на улицу.

В октябре 2013 года Харьюский уездный суд огласил решение: шоковое заключение для Каупо. Отца ребенка арестовали прямо в зале суда, он просидел месяц в тюрьме. Еще год и пять месяцев — условно. Прокурор между тем требовала лишь один год условно.

Каупо решил решение обжаловать. Проиграл в суде второй инстанции, однако Госсуд 10 октября 2014 года оправдал отца погибшего ребенка.

”Если бы отец показал ребенку, где ключи, то таким образом он разрешил бы ему выйти из дома, — говорится в решении суда. — И непонятно, каким образом телефон мог спасти ребенка от гибели”.

Коллегия Госсуда подчеркнула, что если ребенок до этого неоднократно оставался один дома и все было в порядке, то нет оснований предполагать, что в этот раз пойдет что-то не так. ”Сейчас семилетние дети нередко добираются до школы сами и со школы также часто идут домой, где ждут родителей с работы. Так что оставить семилетнего ребенка на какое-то время одного дома в привычной для него среде — социально адекватное действие”, — говорится в решении суда.

Госсуд также отметил, что Каупо может теперь потребовать от государства денежную компенсацию за месяц жизни, проведенный в тюрьме.

Невозможное возможно

Специалисты подчеркивают, что иногда даже относительно взрослые дети совершают невероятные вещи. Им может стать скучно, тоскливо, страшно, они могут вдруг почувствовать себя одинокими. Они могут вдруг захотеть пойти погулять. Все-таки ждать по три-четыре часа родителей с работы порой сложно.

Свою роль может сыграть и то обстоятельство, что иногда в фильмах показывают совершенно нереальные вещи. Например, что люди падают с пятого этажа и отделываются легкими ушибами. Или перелезают с балкона на балкон. А то и вовсе перепрыгивают с одной крыши на другую. Человек-паук так вообще карабкается по отвесным стенам. Ребенок может поверить в свои сверхспособности, даже посмотрев фильм ”Один дома”.

Семилетние дети еще верят в гномиков и в сказки, где добро побеждает зло. Порою вымысел в их голове настолько смешивается с реальностью, что ребенок может решить, что с ним ничего не случится, если он решит слезть с балкона, чтобы пойти погулять.

Соседка погибшего мальчика Нина считает, что это был самый настоящий несчастный случай. ”Это совершенно нормальная семья. Они оба работали, у обоих это был единственный ребенок, они оба тяжело переживали случившееся. Ему так вообще за пятьдесят, будут ли у него еще дети? Мама мальчика, которой сейчас слегка за тридцать, сказала, что никогда не простит мужу гибель сына. После того, что произошло, они вскоре расстались”, — вздыхает женщина.

Она считает, что нужен закон, в котором было бы четко прописано, что можно и что нельзя. А то получается, что возраст, с какого ребенка можно оставлять одного дома, сейчас в законе не указан, и в некоторых случаях безутешного родителя могут обвинить в том, что он хотел гибели собственного ребенка.

Виновен или нет?

”Каждый год в Эстонии происходит несколько случаев, когда дети, находившиеся дома, умирают или получают тяжкие повреждения, — говорит прокурор Пыхьяской окружной прокуратуры Леа Пяхкель. — Но обвинение родителям в причинении смерти по неосторожности предъявляется в исключительных случаях. Например, по отношению к нескольким родителям было выдвинуто обвинение в причинении тяжких увечий ребенку, когда они сильно трясли грудничка, что приводило к серьезным последствиям для его здоровья. Суды неоднократно признавали таких родителей виновными”.

Прокурор Леа Пяхкель добавляет, что с детьми происходят разные несчастные случаи: они тонут, падают, когда на что-то пытаются вскарабкаться, могут поперхнуться, были случаи, когда ребенок умер от удушения на игровой площадке.

”В основном несчастные случаи происходят так быстро, что родители даже не успевают среагировать. Они не могут каждый миг следить за ребенком и предусмотреть все опасности, и иногда все-таки что-то происходит. Потеря ребенка — самое страшное наказание для родителя. Если поведение родителей не было уж явно нерадивым и пренебрежительным, халатным по отношению к ребенку, то дело квалифицируется как несчастный случай, и родителей не отправляют под суд”, — комментирует прокурор.

”Ни один закон не может до конца отрегулировать отношения родителя и ребенка. Лучше всего, если каждому родителю удастся создать со своим ребенком доверительные отношения — общаться с ним, реально оценивать его способности, что поможет решить, готов ребенок к тому, чтобы остаться один дома или нет. Закон работает только по отношению к законопослушным людям. Те, кто законы не соблюдают, не будут заботиться и о судьбе своего ребенка”, — считает министр юстиции Андрес Анвельт.

Полиция: нужно обговорить все варианты

Законодательство Эстонии не регулирует вопрос, с какого возраста можно оставлять детей дома одних.

”Полиция не советует оставлять ребенка одного, так как он не всегда может правильно оценить критическую ситуацию, — говорит майор полиции Елена Мирошниченко, руководитель службы превенции и ведения производства по делам Кесклиннаского отделения полиции. — И не всегда опасность исходит от посторонних. К сожалению, чаще мы встречаемся со случаями, когда опасность по отношению к ребенку исходит от родителей или близких людей, которые ставят под угрозу здоровье собственных детей, в том числе, оставляя их дома без присмотра, либо применяя к ним физическое или моральное насилие”.

Если складывается ситуация, что ребенку все же придется остаться одному дома, то, добавляет Елена Мирошниченко, родителям следует заранее обговорить с ребенком различные ситуации. Например, как реагировать, если кто-то будет стучать в дверь или пытаться под каким-либо предлогом проникнуть в дом или квартиру, если кто-то будет звонить на домашний телефон.

”B любом случае следует договориться с ребенком, что во время отсутствия родителей, взрослых членов семьи дверь открывать никому нельзя, ни под каким предлогом. Но если вдруг оставшийся один ребенок откроет дверь незнакомому человеку, поведение которого указывает на то, что у него есть нехорошие намерения, то лучший вариант — выбежать в подъезд, звать на помощь, позвонить на телефон 110. Лучше не выбегать на балкон или не пытаться убежать через окно, так как это может закончиться еще большим несчастьем”, — подчеркивает майор полиции.

Если родителю надо отлучиться на некоторое время, то Мирошниченко советует договориться с кем-то из соседей, близких, которым вы доверяете, чтобы они присмотрели за вашим ребенком.

”Все дети очень разные, и то, с какого возраста можно оставлять ребенка одного дома, зависит от уровня развития конкретного ребенка. Отталкиваться следует, прежде всего, от интересов и безопасности ребенка. Универсального решения здесь нет, кто-то из детей может спокойно оставаться дома уже в дошкольном возрасте, умеет пользоваться телефоном, может связаться при необходимости с родителями. А кто-то нуждается в присутствии взрослого человека еще и в младшем школьном возрасте. Не следует оставлять ребенка в первый же раз сразу на длительное время”, — отмечает майор полиции.

Она призывает и соседей быть более бдительными и внимательными. Если вы стали свидетелем какой-либо критической ситуации, то следует сразу же позвонить на телефон 110 или 112.

”К сожалению, с людьми происходят несчастья. Если обычный человек стал свидетелем несчастного случая, следует очень критически оценить ситуацию: хватит ли сил, чтобы помочь? Не всегда люди могут вмешаться и помочь, нельзя вменять человеку в вину, если ему не удалось помочь. Следует сделать все от себя возможное, чтобы не допустить, чтобы с вашими детьми в ваше отсутствие могла сложиться критическая ситуация. В первую очередь, следует больше говорить с ребенком и сделать свой дом более безопасным”, — подчеркивает Елена Мирошниченко.

Один за всех

”Случаев, когда с ребенком бы случалось несчастье, потому что он остался дома один, за последние годы было не очень много, — говорит доктор Лагле Суурорг, руководитель отдела качества Таллиннской детской больницы. — Однако то, что родители оставляют маленьких детей одних дома, никак нельзя оправдать. В некоторых государствах наказывают даже за то, что оставляют дома 12-летних детей”.

Бывает так, что старшие дети на каникулах еще и нянчат младших. Иногда родители сами не хотят водить младших детей в садик, чтобы сэкономить, другим прямо в садике намекают, что вот у вас старший дома, оставляйте младших с ним. Но не каждый ребенок-школьник сможет предусмотреть все опасности для младшего брата или сестрички. Порой и взрослые не могут все предусмотреть.

”Маленькие дети могут выпасть из окон или упасть с лестницы, порезаться острым предметом, риск представляют также провода, спички, открытый огонь, горячая вода, маленькие предметы, которые они могут проглотить или засунуть в горло, капсулы для стирки белья, оставленные без присмотра лекарства”, — перечисляет доктор Суурорг.

Чаще всего — независимо от того, одни дети дома или нет — причиной несчастных случаев становятся падения, которые составляют более 50% от всех инцидентов с детьми. Еще 17% — ожоги.

Звоните чаще

Большинство родителей, когда происходит трагедия, говорят: ”Я даже не думал, что такое может произойти”. Чтобы понять то, что творится в голове у ребенка, нужно уметь смотреть на мир его глазами и больше с ним общаться.

Оставляя ребенка одного, помните: время может сыграть важную роль. Некоторые дети остаются прекрасно одни на несколько часов, другие же будут все время следить за минутной стрелкой, и никакие мультики-игры-компьютер их не отвлекут.

И в этой ситуации, пусть Госсуд и счел иначе, телефон — как возможность поговорить с родителем, услышать его голос, почувствовать, что он не так одинок, спросить, скоро ли он придет, поделиться своими горестями и услышать успокаивающий ответ — все-таки может помочь ребенку и спасти его от роковой ошибки.

Поделиться
Комментарии