Фирма Jankover гордится тем, что на рынке Эстонии представлена аж с 1993 года. Получается без малого четверть века. Заходишь на сайт и понимаешь, что имеешь дело с серьезным бизнесом: большой ассортимент, неплохое оформление, вся информация доступна и понятна. Отзывов, правда, о фирме в сети немного, да и на Фейсбуке лишь два очень позитивных комментария — ощущение, что писали те, кто имеет к фирме какое-то отношение. И на этом позитив заканчивается.

Придется доплатить

”20 июня 2015 года я заказала в фирме Jankover диван, — рассказывает Мария (имя изменено — прим. ред.). — Стоимость покупки составила без малого 2000 евро, причем хозяин фирмы, Владимир Косинский, попросил сразу внести предоплату в размере половины стоимости дивана. 950 евро. Наличными, что интересно. Я еще подумала, что странно, но вроде бы фирма солидная, находилась тогда в мебельном салоне на Пярну мнт. , квитанцию оформили, посчитали все, механизмы в том числе. Поэтому я сняла деньги и отдала их хозяину фирмы”.

Вечером он перезвонил Марии и сказал, что забыл посчитать механизмы и нужно доплатить 250 евро. На что женщина ответила, что в таком случае от сделки отказывается. Потому что, по ее словам, все было учтено при составлении счета и доплачивать еще за что-то она не собиралась.

”На следующий день я приехала за деньгами и получила ошеломляющий ответ, — вспоминает Мария. — Он мне просто сказал, что денег нет! И вообще, согласился вернуть их только при получении 25% от полной стоимости дивана. Мол, я подписала договор, там все написано, и про ”штраф” тоже”.

Женщина в шоке вернулась домой, а вечером Владимир перезвонил ей снова. Просил никуда не обращаться — мол, все вернет до конца недели. Мария честно ждала, а когда обещанного возврата не последовало, перезвонила сама.

”Он буквально начал на меня кричать, что когда деньги будут, тогда и отдаст, и швырнул трубку”, — вспоминает женщина.

Дальше все пошло по стандартной схеме: заявление в Департамент защиты потребителя, решение (от 18 октября 2015 года) в пользу Марии, обязывающее владельца фирмы вернуть ей предоплату полностью. И… суд. Потому что хозяин фирмы Jankover, Владимир Косинский, отказался признавать свою вину и выполнять предписание Департамента защиты потребителя.

Суд также встал на сторону женщины и обязал выплатить ей 950 евро. Но дальше началось самое интересное. Потому что судебное решение для Владимира также оказалось ерундой — никто не собирался возвращать Марии ее деньги.

Простая схема

Последний шаг — судебный исполнитель, который арестовал счет фирмы. И без того пустой. Как выяснилось, Мария не первая жертва, попавшаяся в такую ловушку. И, как объясняют юристы, схема очень проста. А шансов на возврат денег практически никаких.

”Марии был выписан чек — официальный документ, подтверждающий сделку, — рассказывает юрист Ангелина Синельникова. — Позже он использовался в официальных инстанциях как доказательство. В пользу истицы были вынесены официальные решения: Департамента защиты потребителя, судебное. Решение суда действительно в этом случае десять лет. И вот тут главная загвоздка. Поскольку чек был выписан от конкретно взятой фирмы, несмотря на то, что у владельца фирмы имеется еще несколько (по нашим данным, у Владимира пять фирм, где он числится членом правления — прим. ред.), судебный исполнитель может взыскивать долг только с указанной на чеке фирмы. А ее счета пусты”.

Юрист полагает, что, видимо, поэтому Марию и попросили принести ему предоплату наличными — чтобы суммы не проходили по банку и не стали доступны для исполнительных органов и, возможно, Налогово-таможенного департамента.

”Вот такая простая схема. Имущество записано на одну фирму. Счета выписываются со второй, на ней же долги и прочее. Судебный исполнитель заблокировал счет этой фирмы, с которой брать нечего. И юридически все корректно”, — подытоживает юрист.

Говорить нам не о чем

За комментариями мы обратились непосредственно к Владимиру Косинскому, но диалога не вышло. Мужчина сказал, что не понимает и не помнит, о ком и чем идет речь. Когда мы предложили встретиться и вместе с пострадавшей напомнить всю историю, он сказал, что знать ничего не знает и ведать не ведает. Встречаться и общаться не будет. Когда журналист предупредил, что история готовится к печати, в ответ было примерно следующее: делайте, что хотите, мы и сами тоже напишем.

Пришлось ехать в гости. Адрес магазина-склада — Ласнамяэ, 30B.

”До этого, в 2015 году, они располагались на Пярну мнт. , 137, в большом мебельном салоне, где арендуют площади несколько фирм. Но потом, как нам сказали, за долги, их попросили из помещения, — говорит Мария. — Теперь они переехали в Ласнамяэ”.

Jankover заметен сразу: броская вывеска, ворота. Складское помещение. Перед воротами фургон. В надежде хочу зайти и понимаю, что не судьба: закрыто все. И входная дверь, и ворота. Поэтому все документы, судебные решения так и не удалось показать владельцу фирмы, чтобы освежить его память.

Однако же через пару дней, когда статья уже была готова к печати, Владимир Косинский перезвонил сам и озвучил свое видение истории. По его словам, все было совсем не так, как описывает Мария. (Правда, тут стоит отметить, что в разговоре он не мог припомнить, о ком идет речь, поэтому сложно говорить со стопроцентной уверенностью, что он говорил именно об этом случае.)

Как утверждает Владимир, Мария отказалась от заказа много позже, а не на следующий день. И не в механизме было дело. Мол, нашла диван дешевле, в другой фирме и решила сэкономить, аннулировав сделку. Но поскольку заказ был уже в мастерской, Владимир предложил дождаться, пока диван будет готов и он сможет его продать.

”Модель ходовая, цвет хороший, не думаю, что товар залежался бы на складе, но она уперлась, мол, хочу денег сразу. А я поступаю по совести, поэтому сказал, что либо деньги после продажи дивана, либо никак. Или же пусть платит 25% от полной стоимости заказа, как это указано в квитанции. А что там суды доказали — так я и не ходил, зачем мне время тратить? И что там они нарешали, меня не волнует. Пусть хоть до второго пришествия свои деньги ждет”, — комментирует он.

Не первый случай

На сайте Департамента защиты потребителя находим несколько решений. Последний случай от 22 декабря 2016 года — совсем недавно.

В трех случаях из четырех виновато именно предприятие (речь идет о двух фирмах, принадлежащих Владимиру Косинскому: Jankover и Jankover M OÜ). Вот только неизвестно, выплачены ли издержки пострадавшим. А в 2014 году фирма Jankover была занесена в черный список Департамента защиты потребителя.

”Мы на рынке больше 20 лет. Были решения не в мою пользу? Да мне все равно: все это те заказчики, которые вели себя нечестно! А с ними я поступаю по совести!” — говорит на это Косинский.

В интернете находим отголоски еще одной истории, произошедшей осенью 2013 года. Только после вмешательства прессы пожилой женщине исправили брак.

”Я ходила к судебному исполнителю, спрашивала, что можно сделать, — говорит Мария. — Но она только арестовала счет. И обмолвилась, что есть еще люди, оказавшиеся в такой же ситуации. Если мы объединимся, можно будет подавать заявление в полицию о мошенничестве! Потому что иначе это назвать нельзя! Очень прошу, раз эти механизмы воздействия не работают, может, хоть полиция заинтересуется? Ведь фирма на ровном месте забрала у меня деньги. И просто не отдает. И никто ничего не может сделать! Это же ужас…”

Удивительно то, что госслужбы бессильны в такой ситуации и не проявляют никакого рвения. Были комиссии, было судебное решение. На руках все документы. А толку — ноль. И ответчик в открытую говорит, что законы ему не указ…

Поделиться
Комментарии