Весной прошлого года Елена Попушина с мужем решили купить квартиру в новом доме. Выбор пал на проект фирмы Endover — перестроенный из бывшей Морской академии многоквартирный дом Vega. В свое время везде была реклама этого объекта. Он позиционировался как самый крупный в Эстонии многоквартирный дом, который предлагает квартиры с качественной отделкой, красивым видом из окон, а также эксклюзивным уровнем комфорта.

Пол ходуном и потолок с трещинами

Компьютерная визуализация будущих квартир, действительно, выглядит очень привлекательно. Да и цены на этапе стройки были гораздо ниже, чем в среднем в столичных новых домах. Однако на деле для Елены с супругом все оказалось не так безоблачно, как им обрисовывали при продаже недвижимости.

”Наша квартира стоила 102 000 евро, в цену уже входит парковочное место и кладовка. Когда мы заключали с OÜ Vega Residents договор бронирования, то в течение полугода должны были внести частями 20 процентов всей суммы. Тогда еще дом был не построен, и квартиру мы видели только на плане, она должна была быть 77 кв.м, — рассказывает Елена. — В договоре было указано, что конечная площадь может отличаться на 5% — это та погрешность, которую не компенсируют”.

Когда квартира была готова и дошло дело до подписания нотариального договора на покупку квартиры, площадь жилья изменилась и стала 76,2 кв.м. Это было, естественно, меньше 5%, так что договор был подписан.

Однако при приеме квартиры вскрылись недостатки, которые новые хозяева попросили продавца устранить. Елена рассказывает, что по потолку уже пошли трещины, на полу между покрытием и плинтусом были щели, обои были поклеены поверх плинтуса и т. п.

”Обещали за месяц все исправить. Когда срок истек и мы пришли в квартиру, ничего сделано не было. Я звонила, писала, и в итоге под пол подставили досочки, а щели засиликонили. Когда мы снова пришли, пол проваливался, и силикон отставал. Сначала меня убеждали, что все нормально, проблемы не существует, но потом вызвали специалиста, который признал, что так быть не должно и пол надо переделать. На это ушло три с половиной месяца”, — вспоминает девушка.

Куда делись метры?

Но на этом проблемы с новой квартирой не закончились. Когда Елена с мужем решили сами измерить площадь нового жилья, оказалось, что она даже не 76,2 кв.м, а всего лишь 72,6. Хозяйка квартиры звонила и писала в Endover по этому поводу, но, по ее словам, никто не отвечал ей ни на письма, ни на звонки. И только потом жильцы получили от юридического бюро, представляющего интересы продавца, ответ, что с квадратными метрами все в порядке, все в пределах допустимой нормы.

Если высчитать пять процентов от 77, то это 3,85 кв.м. Тогда допускается, что площадь квартиры может составлять не меньше 73,15 кв.м, согласно договору. Но кто согласился бы на такой договор, заранее зная, что точно платит за жилье, которое будет на 4 метра меньше? Естественно, покупатель в такой ситуации верит в лучшее и не думает, что его обманут на существенный кусок комнаты.

Елена с супругом пригласили независимого замерщика, и у того получилась площадь 72,56 кв.м, что все равно превышает погрешность в 5%. Так как продавец не желал урегулировать вопрос недополученной площади, Елена обратилась в суд. Как только она это сделала, то получила обратно от фирмы OÜ Vega Residents, которая теперь записала площадь квартиры как 73,1, чуть больше 750 евро.

Елена не понимает, как получилось, что их квартира меньше обещанного на целых 4,5 метра. В некоторых домах это площадь целой ванной комнаты! Да и почему вдруг именно 73,1, девушка тоже не может понять — с дополнительными замерами к ним никто не приходил.

”Сейчас мы живем в этой квартире, про дом ничего плохого не можем сказать, все тихо, спокойно. На потолок с трещинами плюнули, будем сами делать натяжной. Но то, что три с половиной месяца мы не могли здесь жить, хотя уже должны были, и то, что нас обманули с площадью квартиры — это просто наглость, — возмущается Елена. — Кстати, у других жильцов тоже были проблемы с недостающими метрами. Кому-то какие-то деньги вернули, кому-то нет”.

Воздух по цене 1300 евро

На страничке дома Vega все еще есть непроданные квартиры. Цены на них сейчас выше, так как дом уже сдан. У всех в цену уже входит парковочное место и подвальное помещение. Если считать, что они идут в подарок, то, согласно текущим ценам, квадратный метр в доме Vega стоит сегодня порядка 1600 евро. Недополученный кусочек в 4,5 метра — это 7300 евро.

Даже если считать, что стоимость квадратного метра около 1300 евро, как это было в случае Елены, то расхождение с обещанной площадью квартиры получается почти на 6000 евро. А если представить, что квартира Елены — не единственная с неправильным метражом, то из несуществующих, но проданных квадратных метров можно было бы собрать еще несколько квартир.

На вопросы ”МК-Эстонии”, как так получилось, что квартира Елены оказалась на несколько метров меньше обещанного, откуда взялись новые цифры, если замерщики к Елене домой повторно не приходили, и сколько еще таких ошибок в доме, в компании Endover не ответили.

”Дом был переизмерен, и корректные данные были внесены в Регистр построек совместно с мэрией Таллинна. Общаясь с клиентом, мы исходим из заключенных договоров. Что касается дел наших клиентов и касающихся их вопросов, мы решаем их с клиентами в индивидуальном порядке. Речь идет о конфиденциальной информации, касающейся покупателей квартиры, поэтому по этому вопросу я ничего добавить не могу”, — ответил Оливер Макко из компании Endover.

Сейчас Елена с мужем хотят добиться справедливости из-за всех проблем с квартирой и судятся с продавцом.

Оконные проемы не считаются

”Елена с мужем купили квартиру в доме, где раньше была Морская академия. В договоре было сказано, что разница в площади квартиры до 5% не компенсируется. После получения квартиры покупатели заказали обмер и обнаружили, что квартира меньше более чем на 5%. Продавец утверждает, что тоже делал замеры всех квартир, и квартира Елены меньше только на 1% или что-то около этого, — комментирует представляющий Елену в суде присяжный адвокат Евгений Твердохлебов из Advokaadibüroo Vindex. — Когда у продавца, OÜ Vega Residents, спросили, когда именно они обмеряли квартиру Елены, те не смогли ничего ответить. Если у них не было доступа в квартиру, то они не имели возможности проводить замеры”.

Присяжный адвокат отмечает, что продавец включил в площадь квартиры оконные и дверные проемы и ниши. А по правилам, площадь пола под арками и проемами ниже 2,2 метра не может быть включена в площадь квартиры.

”Также ключи от квартиры Елене передали у нотариуса. И тут же, в нотариальном бюро, ей дали на подпись акт, что квартира принята, все в порядке и препятствий к использованию квартиры нет, — рассказывает Евгений Твердохлебов. — Сказали, что если акт не подпишет, то ключи не получит, и могут возникнуть проблемы с банком. Понятно, что в нотариальном бюро Елена не могла осмотреть состояние квартиры. Когда она пришла вселяться, то обнаружила массу недочетов. OÜ Vega Residents сразу принялась ”устранять” недостатки пола — забивать между полом и плинтусом клинья и замазывать силиконом щели, возникшие в результате этого. Этот метод помог не сильно. Тогда они разобрали весь пол и залили его раствором. Эти работы они выполняли почти 3,5 месяца”.

Присяжный адвокат поясняет, что Елена с мужем требуют компенсацию за недополученную площадь и за обмер, а также неустойку за просрочку с передачей квартиры и пеню со всех сумм. Кроме того, возмещения всех затрат.

Проверяйте договор

Твердохлебов отмечает, что условия, сформулированные продавцом и содержащиеся в договоре (разница в площади до 5% не компенсируется) и в акте (нет претензий, нет препятствий к использованию квартиры и т. п. ), могут быть признаны судом типовыми. Это означает, что суд должен будет их контролировать, даже если стороны спора об этом не просят.

”Неясные условия не будут считаться включенными в договор, двусмысленные условия нужно будет толковать в пользу клиента, а условия, непропорционально ухудшающие положение клиента, должны будут признаны недействительными. Эти положения закона позволяют бороться с хитрыми или даже коварными договорами, заранее подготовленными одной стороной для использования в отношении своих клиентов”, — констатирует Евгений Твердохлебов.

Чтобы не попасть впросак, обращает внимание присяжный адвокат, всегда нужно при оформлении дорогих покупок пользоваться помощью специализирующегося в этих вопросах юриста. Ни в коем случае не стоит подписывать непонятные документы. Ведь их могли составить так, чтобы или избавиться от ответственности, или получить преимущество в случае спора.

Закон, по словам Твердохлебова, не предусматривает, насколько может расходиться фактическая площадь и номинальная. В идеале они должны совпадать, а если не совпадают, и покупатель получил меньшую площадь, чем положено, то у него должно быть право получить компенсацию. Иными словами, если вы решили после покупки перемерить квартиру и обнаружили обман со стороны продавца, нет четкой схемы решения проблемы — придется договариваться с продавцом или идти в суд.

Поделиться
Комментарии