Строго говоря, городом Азери не является. До нового года поселок был центром одноименной волости в Ида-Вирумаа и считался не слишком перспективным в социальном плане и с точки зрения бизнеса, несмотря на действующий кирпичный завод и прекрасную во все времена года природу. В данный момент, после административной реформы, населенный пункт с чуть меньше чем 1500 жителями является частью новой административной единицы — волости Виру-Нигула.

Когда журналист обратился к властям с вопросами о перспективах Азери, то ответа пришлось ждать целый месяц. Формировалась новая власть — видать, было не до этого. Ответил же в итоге новоиспеченный помощник старейшины волости Райдо Тетто. Чиновник посетовал, что в связи с юным возрастом нового административного образования непросто было ответить на некоторые вопросы.

Райдо Тетто подчеркнул, что важнейшим потенциалом Виру-Нигула (а значит, и Азери) является развитие прибрежных районов, где намечено создание зоны отдыха. Важно, по его словам, также дать населению возможность зарабатывать на жизнь с помощью моря и приобрести недвижимость на берегу залива.

Тетто говорит, что возросший было интерес к покупке недвижимости со стороны приезжих из Москвы и Санкт-Петербурга поутих. А прежним властям приходилось постоянно бороться с теми, кто не платит за коммунальные услуги. И немудрено, ведь приезжающие из России не получают вид на жительство, а потому не могут проживать тут постоянно и каждые три месяца обязаны покидать страну.

Чиновник отметил, что вскоре строений в Азери станет меньше, так как сносу подлежат пришедшие в негодность десять зданий. Среди них и уродующие берег моря помещения бывшего цеха по производству пластмассы. Но когда именно поселок избавится от наследия прошлого, пока неизвестно.

Большие планы на промышленные объекты

Накануне Нового года правительство решило выделить на развитие новой административной структуры Виру-Нигула около трех миллионов евро.

”Средства предназначены для создания промышленных объектов поблизости от гавани Кунда. О туристическом секторе пока речи не было”, — комментирует помощник старейшины.

По словам Райдо Тетто, самоуправление пытается реагировать на развитие частных хозяйств с ветровыми генераторами и добиваться соблюдения охраны природы.

”Нам очень важно мнение местных жителей насчет создания парков ветрогенераторов. Хотим создать идеальную среду обитания для проживающих в Азери и его окрестностях и приезжих, многие из которых эффективно поддерживают экономику Эстонии. Ветровые турбины находятся на территории нашего муниципалитета, и для каждого парка создана некоммерческая организация. Производители энергии ежемесячно платят за выработанную электроэнергию и направляют прибыль на поддержание экологических проектов и стипендий, проведение мероприятий в регионе”, — рассказывает помощник старейшины Виру-Нигула.

Новоиспеченная власть готовит общий план использования земельных участков региона для создания промышленных объектов, которые не будут ставить под угрозу море и побережье.

Гвоздь программы — реконструкция школы

Если приведение в порядок побережья и ликвидация руин и обломков — дело далекого будущего, то гордость поселка — общеобразовательную школу — подвергнут основательной реконструкции как в техническом, так и в, можно сказать, моральном плане.

В советские времена школа славилась самой перспективной системой обучения двуязычных учащихся. Тогдашний директор Яан Юло Саар создал уникальную методику и наглядные принадлежности для интеграции не владеющих эстонским языком юных жителей поселка.

Позже изобретением воспользовалась вся Эстония. Местные жители говорят, что в школе было особенно сильно развито изучение немецкого языка и огромное внимание уделялось спорту.

После уроков дети имели возможность познавать азы борьбы, мотоспорта, баскетбола. В 1970-е годы около школы был построен стадион с настоящим табло. Летом там бегали и играли в футбол, зимой заливали каток, который использовали и как хоккейную площадку.

Имеющие тягу к искусству танца, пения и театру упражнялись и репетировали в актовом зале.
В советские времена в школе грызли гранит науки более 600 учащихся. По мере уменьшения населения поселка количество учеников сократилось до 150. В связи с этим в здание школы переехал и детский сад. Кстати, в эту школу в свое время ходил и наш министр здравоохранения и труда Евгений Осиновский, чья мать родом из Азери.

Предстоящим летом власти планируют начать реконструкцию левого крыла школы, где находились классы физики, трудового и военного обучения, а теперь ютится уникальный музей. Останутся только стены, внутренние помещения будут полностью обновлены.

В этой части здания и будет работать школа. Что станет с другими двумя, уже реконструированными крыльями, никто не знает.

Школьный музей под угрозой

Местные жители, учителя обеспокоены судьбой школьного музея, основанного в бывшем классе физики. Там собраны уникальные экспонаты, книги, костюмы, найденное при археологических раскопках. Много места занимает материал истории школы, бывших директоров и основателей. Собраны учебники, начиная с букваря 1957 года, тетради, записи бывших учеников, униформа, концертные костюмы.

В музее есть и интересные технические экспонаты — первые телевизоры и радиоприемники, все виды телефонных аппаратов и печатных машинок. На полках хранятся обломки наконечников стрел викингов, старинные орудия труда.

”Неужели все это добро будет спрятано от наших глаз? Куда мы все это денем, когда надо будет освобождать помещение для ремонта?” — сетуют учителя и местные жители.

Пырья Кескула, которая после школы уехала в Москву и окончила там МГУ, надеется, что в школе будет учиться больше детишек и учреждение вернется в первоначальный вид.

”Я с первого класса училась в школе Азери, которую сто лет назад основала Анна Леэтсман. Это была героическая женщина. Она повышала свою квалификацию в России и Финляндии. После революционных перемен в царской империи директор многое сделала для создания образовательной системы в Эстонии. Но только в этом году на местном кладбище воздвигнем мемориальные доски в честь Анны Леэтсман и Яана Юло Саара, который отдал школе 40 лет своей жизни”, — говорит она.

Двигатель жизни — кирпичный завод

Местная достопримечательность Азери — кирпичный завод. Кирпичи, изготовленные из синей глины, залежи которой были обнаружены в этой местности еще в прошлом веке, использовались при строительстве главного здания МГУ, из них выстроено множество домов Подмосковья, Латвии, Литвы и других стран.

После Второй мировой войны кирпичный завод работал в полную мощь. Рабочие жили в бараках, а позже переселились в общежития. До сих пор на берегу моря стоят развалины их первого жилья.
Те, кто там провел детство, до сих пор с теплотой вспоминают послевоенные годы.

”Мы жили дружно, делились утварью, едой, за нами, детьми, присматривали не работающие на заводе женщины. Когда разбили парк, там зимой заливали каток, играла музыка. Мы были счастливы”, — вспоминает Николай.

По его словам, многое для поселка сделал бывший директор завода Николай Федюкин. Он и другие коммунисты решали, как улучшить быт и отдых рабочим, поэтому через несколько лет в Азери появились двухэтажные дома. Люди были в восторге от нового жилья.

Позже решено было построить спортзал с бассейном. Говорят, что рабочие согласились трудиться в выходные, зарабатывая трудодни, которые служили пропуском в комплекс активного отдыха.
В поселке заложили аллею, посадили до сих пор зеленеющий летом парк, при заводе заблагоухал фруктовый сад.

В 1966 году Азери было присвоено звание самого благоустроенного поселка в Эстонии. Но на этих достижениях не остановились и воздвигли Дом культуры, а вместо заброшенных хуторов выстроили 30 дачных домиков с огородами.

Ресурсов хватит еще на сто лет

Местные жители опасаются, что скоро завод начнет испытывать нехватку ископаемых и тогда раскопки будут производить на месте дачных участков. Но нынешний руководитель предприятия Андрюс Маяускас развеивает опасения.

”Ресурсов хватит на сто лет. А глиняный карьер находится на территории завода, и до ближайших садов от него четыре-пять километров”, — успокаивает он.

Маяускас также говорит, что планов ломать здание бывшего завода, который до сих пор призраком возвышается на берегу залива, пока что нет.

Встреченный на улицах опустевшего поселка 60-летний Николай вспоминает, как, работая на заводе, получал 600 рублей — огромные по тем временам деньги.

”Тогда завод всем нужен был. Работали, строили планы на будущее, бегали в кафе, на танцы, смотрели кино. Жизнь била ключом. А сейчас дни коротаю в доме престарелых”, — говорит этот еще не старый мужчина.

Зинаида тоже вспоминает прошедшие времена с грустью: ”Работали, детей растили, думали, что так всегда и будет. Но молодость прошла, а сейчас думаем, как прожить на 200 евро в месяц”.

Роман, представитель молодого поколения жителей Азери, хвалит школу: ”Жалко, что хулиганом был. Но учителей до сих пор всех помню и уважаю”.

Молодой человек сетует на отсутствие перспективы найти работу, даже захудалого бара или кафе нет. По его мнению, делать в Азери совершенно нечего.

Переехавший в Таллинн Константин с теплотой вспоминает детство в поселке: ”Было здорово. Не хочешь на урок — иди в спортзал. Летом в заводскую столовую с пацанами бегали обедать. За 20 копеек первое, второе и компот покупали. А от нечего делать обносили сады и огороды. Правда, уже тогда негде было купаться”.

Мужчина вспоминает, как, находясь в другой стране, на одном из предприятий обнаружил розетку, сделанную в цеху завода по производству пластмассы в Азери. Оказывается, не только кирпич на весь Союз делали.

Поделиться
Комментарии