Сводки полицейской хроники лаконичны: 7 мая 2013 года в Таллинне примерно в 17:00 в Луна-парке, находящемся в Ласнамяэ рядом с супермаркетом ”Призма”, остановилась карусель. В этот момент на ней находилось семь человек, в основном дети. По сообщению Спасательного департамента, людей спускали вниз с помощью лестницы.

Испуг детворы, оказавшейся заблокированной на аттракционе в разгар веселья, представить, наверное, не сложно. Как и то, что многие родители после этого запретили своим чадам даже приближаться к аттракционам, полагая, что многие из них давным-давно отслужили свой век и сейчас используются организаторами просто ради заработка.

Самый же трагичный инцидент в Эстонии, связанный с парками развлечений, произошел в Раквере 18 мая 2007 года — тогда при пожаре на аттракционе ”Туули” ожоги разной степени тяжести получили более 20 человек. К счастью, обошлось без летальных исходов.

По этому случаю было возбуждено делопроизводство, но спустя полгода прокуратура закрыла дело — в ходе разбирательства так и не доказали ни факт умышленного поджога, ни факт нарушений правил техники безопасности. Эксперты назвали три возможные причины пожара, но конкретных подтверждений в пользу одной из версий привести так и не смогли.

Как показывает практика, такие приключения публику не отпугивают — каждый год с началом летнего сезона толпы посетителей забивают парки аттракционов. Дети весело рассекают верхом на карусельных лошадках, взрослые испытывают свою храбрость на аттракционах покруче. И никто не думает о том, что будет, если в разгар веселья вдруг откажет карусель.

Теория вероятности

”Честно говоря, мне страшновато отпускать детвору на карусели, да и дорого это у нас, — рассказывает Эллен, мама близнецов Марики и Айвара. — Мы как-то катались на мини-колесе обозрения в Таллиннском зоопарке, так мне самой было страшно. Я понимаю, что аттракционы должны проходить технический контроль, иметь сертификаты. Но та карусель стоит с незапамятных времен, и бог его знает, что с ней. Есть такое понятие, как усталость металла — я не техник, но знаю, что это такое, и мне страшно”.

По мнению женщины, те аттракционы, что привозят сюда и на которых хотят в среднем по 3 евро за несколько минут удовольствия, не соответствуют понятию ”цена = качество”. ”Мы пару лет назад ездили в Финляндию в их парк аттракционов ”Линнанмяки”. Платишь за вход, в зависимости от возраста ребенка получаешь пропуск на ряд аттракционов, и катаешься сколько хочешь, хоть весь день! На четверых нам это обошлось меньше 200 евро, и эти деньги отбились с лихвой — каждый аттракцион семье в Таллинне обошелся бы минимум в 12 евро. На некоторых мы веселились по несколько раз”.

Еще одно опасение Эллен в том, что привозимые в Эстонию аттракционы — сборные. То есть постоянно путешествуют, на месте собираются, потом разбираются, и так без конца. Вдруг кто-то что-то не так закрепит и произойдет авария — ежегодно новостные агентства передают сводки о сломавшихся каруселях.

”Наверное, я параноик, но постоянно думаю о том, что будет, если… — содрогается женщина. — В прошлом году в России из-за аварии на аттракционе травмы получили несколько человек, у нас вон карусель застряла. Даже боюсь представить, что испытали люди!”

Приглашенные звезды

Стационарного парка аттракционов в Эстонии нет (хотя наверняка многие помнят старый крохотный парк в Рокка-аль-Маре, где когда-то с ”американских горок”, по слухам, упал вагончик и разбилась женщина) — в стране просто нет такого уровня предпринимателей.

Стоимость новых аттракционов среднего класса может измеряться не десятками, а сотнями тысяч евро, то есть, чтобы оборудовать мало-мальски приличный парк, придется раскошелиться на очень круглую сумму, и не факт, что получится ее ”отбить”. Например, по данным портала rg.ru, стоимость классической карусели с лошадками может составлять до 170 000 евро, а колесо обозрения диаметром 60 м — уже 2,5 млн евро.

Конечно, можно закупать подержанное где-то и у кого-то, но пока таких рисковых дельцов у нас не нашлось. Правда, есть организаторы, приглашающие сюда разные передвижные парки аттракционов — отработать сезон по городам и весям страны.

Пожалуй, самым родным и знакомым для нас организатором Луна-парков в Эстонии является Tivoli Tuur, ежегодно устраивающий приглашенным аттракционам из разных стран турне по стране.

”Мы уже 18 лет занимаемся организацией парка аттракционов, и за эти годы могу назвать лишь считанные происшествия, — говорит директор организации Лаури Вийкна. — Самый тяжелый случай имел место в 2007 году — был пожар. В прошлом году также в разгар веселья остановилась одна карусель. Но в обоих случаях вина была не наша. До сих пор не ясно, что послужило причиной пожара, а то, что случилось в прошлом году, было связано с прекращением подачи электричества, а никак не с неисправностью самого аттракциона. Ну и потом, согласитесь, что два происшествия за 18 лет — это допустимые пределы. Всякое бывает, но, к счастью, у нас это крайне редко и считается из ряда вон выходящим событием!”

По словам Вийкна, никто не хочет терять бизнес из-за аварий на аттракционах, поэтому к их безопасности подходят более чем серьезно. ”Во-первых, без ряда проверок ни один аттракцион просто не допустят к работе, во-вторых, этим занимаются непосредственно государственные инспекторы по техническому контролю, в-третьих, электрики, работающие на сборке аттракционов, имеют высшую степень допусков — абы кого сюда просто не пустят”, — замечает он. Также он добавляет, что сотрудничает с уже годами проверенными партнерами, поэтому знает их уровень и профессионализм.

Его слова подтверждает и директор парка аттракционов Кадриорга Олег Бобков. ”Мы сейчас запускаем наш парк, и все аттракционы не только имеют сертификаты, но и прошли все проверки, без этого никто не допустит к работе. Мы же будем работать с детьми, поэтому все должно быть более чем надежно”.

Кстати, Олег подчеркивает, что 90% аттракционов их парка — новые, кое-что выполнялось под заказ и обошлось в очень круглую сумму. Какую — неизвестно, ибо секрет бизнеса.

Опять скрипит потертое седло

Новые аттракционы — достаточно большая редкость. Как уже говорилось, стоят они очень дорого, и далеко не каждому Луна-парку по карману. Однако так ли страшен возраст аттракционов?

”Мы с сыном ходим каждый год на карусели, — говорит Роман, отец 7-летнего Максима. — Не думаю, что тут все безнадежно — надо быть идиотом, чтобы рисковать жизнями людей. Я не верю, что у нас за взятки можно пройти все проверки и работать с неисправной техникой. Тут страна маленькая — одно происшествие, и все гудеть будут. Ясно, что аттракционы не новые, наверняка их эксплуатируют в хвост и гриву, но они работают, особо не скрипят, а потратить пару десятков евро на развлечение сына мне не жалко”.

Аттракционы, которые съезжаются к нам из разных уголков Европы, в большинстве своем действительно не новые. ”Поймите, это не автомобили, которые собирают на заводах миллионными тиражами, — объясняет Лаури. — Аттракционы считаются штучным товаром, ведь их рынок на самом деле очень маленький. И не делают карусели тысячами экземпляров, их разрабатывают очень тщательно, строго подходят к надежности”.

По его словам, старые аттракционы даже более надежны, чем современные: на старые карусели не жалели металла, не пытались сэкономить. Их делали с огромным запасом прочности и выносливости. Сейчас же все разрабатывают с помощью компьютерных программ, рассчитывают впритык нагрузки, стремятся удешевить производство.

”Поэтому того, что где-то на старой карусели что-то скрипнуло или стукнуло, бояться не стоит — это же механизм, — замечает Лаури Вийкна. — Поверьте, все аттракционы сертифицированы, проверены и надежны! О всех проверках в паспорта механизмов внесены соответствующие пометки”.

Средний возраст каруселей назвать очень сложно — к нам привозят и 20-летние экземпляры, и что-то более ”молодое”. Но главное все же не возраст, а состояние: даже если аттракцион работает не первый десяток лет, мотор в нем заменен, а все узлы и соединения прошли строгий контроль. При этом бояться сборных каруселей не стоит, по словам Лаури Вийкна, они даже более надежны, чем стационарные — ведь при каждой сборке их вновь и вновь проверяют.

Остановите Землю, я сойду

Карусели — штука заманчивая, даже взрослые иногда любят тряхнуть стариной. Однако прежде чем пристегиваться к креслу, взвесьте еще раз свои возможности — ведь кнопки ”стоп” на аттракционе нет.

”Помню, один раз катались на каруселях, мне вдруг стало плохо, укачало, — вспоминает Андрей. — Я и руками махал оператору аттракциона, и орал — он меня не видел. Еле выжил. Неужели никак не остановить эти адские машинки?”

Пульт управления каруселями действительно находится только в операторской будке — никаких экстренных стоп-кранов для катающихся не предусмотрено. Поэтому собираясь прокатиться, трезво оцените выносливость своего вестибулярного аппарата — многие не могут качаться на качелях или не переносят вертящиеся по малому радиусу аттракционы.

”Многим взрослым на детских аттракционах становится плохо, это физиология, — объясняет Лаури Вийкна. — Малый радиус взрослые плохо переносят, поэтому все-таки лучше выбирать карусели побольше. Ну а если стало плохо, не стесняйтесь — кричите или машите, все-таки операторы следят за людьми на аттракционе и в экстренной ситуации всегда его остановят”.

Кто и что проверяет?

Все аттракционы, действующие на территории страны, проходят проверку специалистами Департамента технического надзора — это закон.

”Технический контроль осуществляет доверенная фирма нашего департамента — Inspecta Estonia OÜ, — говорит Ану Вылма, пресс-секретарь департамента. — Проверка проводится как визуально, так и разными испытаниями, позволяющими оценить исправность аттракциона. Кроме того, проверками занимаются также Трудовая инспекция и Департамент защиты потребителя”.

Специалисты проверяют электропроводку, параметры, заявленные в спецификации. В качестве пассажиров карусели ”катаются” мешки с песком.

Кроме того, аттракционы в зависимости от своего предназначения делятся на подлежащие и не подлежащие регистрации. Например, обязательной регистрации подлежат аттракционы, предназначенные не менее чем для трех человек и движущиеся (вместе с людьми) со скоростью не менее 5 метров в секунду или же поднимающиеся на высоту более трех метров. Такие аттракционы подлежат обязательному ежегодному контролю, при этом сезонные аттракционы необходимо проверять перед началом сезона. Это требование касается как новых, так и старых аттракционов.

Что касается не подлежащих регистрации аттракционов, то вся ответственность за их исправность лежит на их владельце. Он должен обеспечить их рабочее состояние и безопасность.

Для абсолютно всех аттракционов действует обязательное правило следования всем инструкциям разработчика по уходу и эксплуатации аттракциона.

Если аттракцион не соответствует требованиям, его владельца ожидает штраф. Юридическое лицо — до 3200 евро, физическое — до 1200 евро (800 и 300 штрафных единиц соответственно).

По данным Департамента технического надзора, в 2013 году произошел лишь один незначительный инцидент, в ходе которого люди не пострадали. При этом Департамент начал делопроизводство, а виновник был наказан штрафом в 1100 евро.

Поделиться
Комментарии