Это может быть лицо любимого мужа или жены, а также бабушки, ребенка, дальнего родственника, друга или соседа. В глазах общественности насилие в близких отношениях может умело прятаться под маской приятного, привлекательного и успешного человека.

Однако больше всего говорят о насилии в близких отношениях, встречающемся в паре, и не только потому, что эти случаи преобладают, но также из-за тяжести их последствий, которые оказывают влияние на всю семью. Этот тренд подтверждает также и опыт специалистов Службы помощи жертвам насилия Департамента социального страхования (далее — Служба помощи).

Из всех обращений в Службу помощи приблизительно две трети связаны с насилием в близких отношениях, и преобладает при этом насилие в паре. Однако и этот вид следует различать по типам насилия, поскольку эффективная помощь в одном случае может оказаться совершенно бесполезной для другого случая.

Теоретики по-разному объясняют формы насилия в паре. На сегодняшний день наиболее известными являются феминистский подход и противостоящая ему теория конфликта. Если первый подход в качестве основной причины насилия определяет доминирование мужчины над женщиной (что якобы является частью их гендерного поведения), то вторая теория в качестве причины определяет вышедшие из-под контроля случайные ссоры.

Чем поможет государство?

Для пострадавших от насилия, обратившихся в Службу помощи, наиболее тяжелые последствия имеют контроль и насилие со стороны авторитарного сожителя с превалирующим чувством собственника. К этому зачастую добавляются экономические или социальные ограничения — к примеру, запрет на встречи с детьми, друзьями и родственниками. В результате слабая сторона превращается в психически и физически травмированного безвольного человека, восстановление личности которого даже после прекращения насилия продолжается очень долго. Даже само по себе обращение в Службу помощи означает для жертвы непомерное самопреодоление.

Американский социолог Майкл Джонсон, который на протяжении многих лет исследовал насилие в паре, называет такую форму насилия террором в паре. В качестве ”террориста” выступает обычно авторитарное лицо, которому, по его мнению, принадлежит единоличное право принятия решений и привилегии — такие как распоряжение деньгами или общение вне семьи.

Остается непонятно, как же перевоспитать склонного к насилию партнера-террориста, если, по его мнению, во всем виноваты и неправильно себя ведут все остальные, но только не он сам. Как же заставить его осознать, что спутница жизни и дети — не его ”собственность”, а люди, с которыми он должен разделять свою жизнь на основе любви и уважения? На сегодняшний день не найдено лучшего решения, чем ”спасение” слабого партнера и исключение его из отношений до того, как одна из сторон окажется в могиле, а другая — в тюрьме.

Важными партнерами жертвы насилия в этом процессе спасения являются приюты (опорные центры), где круглосуточно готовы принять нуждающихся в помощи, помочь советом и делом; также предлагается безопасное размещение, кризисное консультирование и другие услуги, необходимые для выходы жертвы из замкнутого круга насилия.

По сравнению с жертвами террора в паре, среди клиентов Службы помощи намного больше пострадавших от ударов или толчков своих сожителей в результате конфликта. В отличие от террора в паре, контроль и доминирование в этом случае не являются целью. Майкл Джонсон называет это ситуационным насилием в паре. Поводом для конфликта может быть разлад в отношениях, экономические трудности, разногласия (к примеру, по вопросам воспитания детей).

Жертвы ситуационного насилия могут получать и физические повреждения, однако психологические последствия в этих случаях не настолько тяжелы, как в случае террора в отношениях, поэтому ”спасение” пострадавшей стороны не всегда будет наилучшим решением — в данном случае следует оценить, есть ли надежда на улучшение отношений.

Что такое примирительное производство?

Если по факту случая насилия возбуждено уголовное производство, но при этом очевидно, что обе стороны искренне желают продолжить отношения, прокуратура может направить пару в Службу помощи для примирительного производства. В результате этого производства оформляется письменное соглашение, целью которого является, с одной стороны, возмещение причиненного ущерба, с другой стороны, согласование дальнейших шагов для предупреждения ситуаций насилия в будущем.

Основной целью примирения при этом является то, чтобы у самого проявляющего насилие партнера возникло желание воздерживаться от подобных ситуаций в дальнейшем. Таким образом, специалисты Службы помощи выступают также в роли примирителей, к которым можно обращаться в целях примирения также в том случае, если до уголовного производства дело не дошло, но обе стороны имеют желание помириться. В такой ситуации примирение настоятельно рекомендуется.

Надежда на улучшение отношений зависит, прежде всего, от проявляющего насилие партнера — появляется ли у него внутреннее желание изменить ситуацию или нет? Естественно, одного желания мало, ведь для владения ситуацией может быть недостаточно социальных навыков, что, в свою очередь, может обусловить необходимость искать помощи в алкоголе.

В действительности в одиночку очень сложно повысить качество отношений. Создание новой и лучшей культуры отношений предполагает вклад обеих сторон, тем более что случаи не всегда окрашены только черным и белым цветами — зачастую жертвой в отношениях является не только тот, кого бьют.

Развитие культуры отношений

В Эстонии уже несколько лет проводятся курсы, на которых пары обучают созданию новой культуры отношений, основанной на сотрудничестве и развитии двусторонних добрых отношений: оба партнера должны принять на себя ответственность за свои слова и поступки, оба должны научиться чувствовать себя в безопасности, и оба должны верить в совместное будущее.

Программа PREP (аббревиатура от эст. ”paarisuhte rahulolu edendamise programm” — ”программа продвижения удовлетворенностью отношениями в паре”) построена на доказательной основе и предназначена для пар, отношения которых принимают нежелательное направление. Для участия в курсах каждый может самостоятельно зарегистрироваться по адресу www.prep.ee.

Как уже упоминалось выше, случаи насилия не всегда однозначны — так, сегодняшняя жертва уже завтра может сама проявлять насилие, и наоборот. Нередко случается, что страдающий от насилия и манипулирования партнер начинает защищаться, противостоять или мстить за свои страдания, причиняя этим ущерб здоровью другого партнера. Призываю всех нуждающихся обращаться в государственную Службу помощи до того, как станет слишком поздно (возникнет опасность физического насилия), т. е. когда еще есть надежда придать отношениям правильный вектор и предотвратить тяжелые последствия. Однако это возможно только при взаимном желании обеих сторон.

В течение первой половины 2016 года зарегистрировано более 3250 обращений в Службу помощи для получения бесплатной публичной социальной услуги. Около 65% обращений было связано с насилием в близких отношениях.

Специалисты Службы помощи оказывают обратившимся к ним пострадавшим эмоциональную поддержку, предоставляют информацию о возможностях получения помощи, при необходимости инструктируют и помогают в общении с государственными учреждениями и местными самоуправлениями, а также с другими учреждениями, оказывающими жертвам необходимые услуги. Услуга доступна во всех уездах Эстонии. Контактные данные региональных специалистов Службы помощи доступны на домашней странице Департамента социального страхования по адресу www.sotsiaalkindlustusamet.ee.

Поделиться
Комментарии