Едва ли не каждый помнит по школьной программе весьма колоритного персонажа из гоголевских ”Мертвых душ” — Плюшкина. Меня лично еще тогда удивил образ жизни человека, который с таким трепетом относится к своим вещам. Никогда не понимала людей, которые хранят старые неработающие телевизоры, одну лыжу или детские вещи, хотя детям уже лет под сорок. В своей жизни я применяю простое правило: все, что не используется больше двух лет, отправляется либо в добрые руки, либо на свалку. Поэтому никогда не думала, что когда-либо столкнусь с этой проблемой.

Когда умру, тогда и выбросите

Планами об очередном ремонте я поделилась с моей обожаемой бабушкой. Бабуля, недолго думая, предложила свою помощь в этом деле. Оказывается, лет 30, а то и больше, она хранит в своих закромах замечательные финские обои. Решила проверить сей факт.

Когда я открыла верхние створки шкафа, то ахнула. Чего тут только не было! Хозяйственное мыло, пустые жестяные банки кофе и тефлоновые сковороды в упаковках, кожаный плащ, крышки для консервирования. И все это из советского прошлого. Ну, если эти предметы и можно назвать условно ”нужными”, то вот горы тканей, немыслимое количество старой обуви, одежды, банок и склянок уже ни в какие рамки не лезет.

Самое интересное, что бабушка даже не догадывается, что там лежит. На мои охи и ахи она отреагировала довольно категорично: ”Вот когда умру, тогда и выбрасывайте. А сейчас ничего не трогайте”.

Начала осмысливать происходящее и поняла, что внешне дом выглядит вполне прилично, не стыдно и гостей пригласить, но в закромах — залежи ненужного хлама, с которым человек ни за что не хочет расставаться. А это уже плохо.

Вдруг пригодится

За советом, что делать и куда бежать, я как человек современный в первую очередь обратилась в интернет. Оказалось, что проблема накопительства знакома многим. В социальной сети Facebook я нашла товарищей по несчастью. Причем мой случай оказался куда менее запущенным, чем у многих других.

”У меня было так у дедушки. Жили в одной квартире (благо площадь была большая). Так вот, у нас было где-то 5–6 черно-белых телевизоров, тройка кинескопов, замков для дверей около 50. Макулатуры (старые газеты и рекламки) килограммов 15. А еще ботинки его молодости, обои, которыми он оклеил квартиру лет 40 назад, банки с гвоздями любой длины и толщины, радиоприемники…”, — перечисляет в социальной сети Ольга.

Самыми же любимыми предметами накопительства оказались пакетики от хлеба, баночки от йогурта, консервные банки, белые пластиковые палочки, которыми хлеб и булку закрывают, и даже ручки без чернил.

”О, у моей свекрови даже бутылочки были, из которых она когда-то детей кормила. Моему мужу скоро 39, а его брату 40. Причем не одна бутылочка была, а много. Это удалось выкинуть два года назад. Одежда времен ее молодости… Еще ручки без чернил и прочая фигня”, — делится своими воспоминаниями Екатерина.

Чаще всего любителями старого хлама становятся родственники почтенного возраста. Скорее всего, привычка все собирать и хранить сложилась из-за тяжелого послевоенного детства и времен дефицита советского периода. Тогда приходилось каждую вещь доставать (нестись через весь город туда, где ”выкинули” дефицитный товар, а потом выстаивать огромные очереди). Поэтому ценились такие вещи в разы выше, нежели сейчас.

Но век вещей короток. Они изнашиваются, ломаются, приходят в негодность. Почему же их тогда не выбросить? Тут появляется следующий аргумент: вещь дорога как память.

Тут можно и согласиться, если речь идет о памятных открытках или подарках, даже о свадебном платье. Их никто выкидывать не собирается. Но вот сломанная техника или ржавый велосипед… Какая тут память? Но выкидывать это все равно ни в коем случае нельзя.

Тогда в силу вступает новый аргумент: вдруг пригодится. Даже Задорнов на эту тему шутил: ”Только русские разворачивают подарок очень аккуратно, чтобы потом в обертку завернуть подарок другому”.

Коллекционер или накопитель?

Отличить бывает нелегко. Дело тут в степени выраженности. Мы можем назвать человека коллекционером, и тогда это никак не назовешь патологией. Однако есть общие критерии, когда страсть к собиранию старых вещей можно назвать неврозом:

- идея становится доминирующей, распространяется на другие области жизни;
- прочие радости неинтересны;
- нет реакции на обратную связь с близкими людьми, отношения портятся;
- становится сложно из-за идеи фикс выполнять рабочие обязательства.

”Иногда навязчивое накопительство связано с личным жизненным опытом, но на самом деле невроз может обретать самые разные и причудливые формы, которые трудно объяснить. Можно допустить, что, постоянно накапливая вещи, человек ищет стабильности, ощущения контроля над своей жизнью, безопасности и комфорта, но в каждом конкретном случае нужно искать конкретные причины возникновения и факторы, которые поддерживают расстройство здесь и сейчас”, — объясняет психолог Роман Тимофеев.

Первые признаки скопидомства имеют невротический характер — это неготовность к изменениям, отсутствие гибкости, излишняя раздражительность, крайний конформизм и недоверие ко всему новому, будь то люди или вещи. Такие персоны с годами становятся настоящими эгоистами, но семья и окружение поддерживают их в их ”безумии” тем, что никогда не идут на конфронтацию с ними и не пытаются понять, что стоит за накопительством.

С годами это расстройство начинает прогрессировать, если его не лечить. Более того, система взаимоотношений с годами вокруг больного тоже становится все более ригидной, что затрудняет перемены. Близкие привыкают, свыкаются, но появляется ощущение, что что-то важное теряется, постепенно отношения становятся безжизненными.

Общение вместо накопления

Легче всего в такой ситуации на все махнуть рукой, и пусть живут, как знают. Но что делать, если вы живете с таким Плюшкиным в одной квартире? Тут все зависит от того, кто этот человек.

Если это муж или жена, то стоит попытаться объяснить, как на вас воздействует такое накопительство, а также узнать, что для него это означает, и искать компромисс, который учел бы потребности и того, и другого.

С пожилыми сложнее. Для них вещи — это, возможно, единственный источник надежности, постоянства и ощущения контроля над жизнью.

”Есть стихотворение у Хандо Руннеля, эстонского поэта, под названием ”Аrmastan ma asju”. Вещи не плачут, ничего не хотят от нас, они есть всегда там, где мы их оставили… В этом смысле отношения и живое общение противоположность обладанию. Об этом же говорил и Эрих Фромм в книге ”Иметь или быть”. Постарайтесь вовлечь накопителя в живое постоянное общение, тогда, возможно, и расстаться с вещами будет проще”, — рассказывает о том, как бороться со страстью к накопительству, психолог Роман Тимофеев.

Большинство же видит только один выход из сложившейся ситуации — тайное выкидывание ненужных вещей. Но не тут-то было. Даже если вы считаете, что огромному количеству баночек или пакетиков нет числа, то старый накопитель может обнаружить пропажу с легкостью. Он не поленится сходить к ближайшим мусорным бакам и вернуть свое добро, а то и в двойном объеме. Ко всему этому, выкидывая втихаря старые вещи, вы можете нанести глубокую травму.

”Довольно опасно что-то делать. Можно навредить здоровью. Думаете, выкинули незаметно? А старик заметил, и у него приступ сердечный. Ездили на такие вызовы. Так что поосторожнее. Договориться, кстати, тоже маловероятно, я бы сказала — нереально”, — комментирует в социальной сети такую ситуацию Инна.

Зерна от плевел

Если договориться наконец-то получилось и вам дали добро на генеральную уборку, главное — не выкидывать все подряд. Чем многие и грешат. Заказывают контейнер, и давай без разбору выкидывать все накопившиеся имущество своих бабушек и дедушек.

По рассказу человека, который занимается скупкой старых вещей, как раз таки в подобных кучах мусора ему не раз приходилось находить весьма ценные вещи. Он советует как можно тщательней подходить к разбору мусора.

Ценность могут представлять вещи, которым уже более 50 лет. Ими могут стать открытки, статуэтки, фарфор, монеты, елочные игрушки, боевые награды, фотоаппараты.

”Одна моя знакомая получила квартиру от прабабушки, пережившей войну. Разбирая вещи, среди прочего хлама нашла довоенные поздравительные открытки, которые она успешно продала коллекционеру за очень кругленькую сумму”, — рассказывает Ольга.

Поделиться
Комментарии