То квартиру заложит, то кредитов наберет, то все накопления потратит, а то и вовсе отпишет все посторонним людям. Но близкие могут уберечь его от беды, если вовремя временно лишат своего родственника дееспособности. О том, какие шаги надо предпринять, чтобы человек, который ”не в себе”, не мог действовать себе и другим во вред, выясняла ”МК-Эстония”.

Если у вашего близкого или родственника — не все в порядке с головой, то нужно экстренно принимать меры, пока он или даже вы не оказались на улице.

И даже если с головой все в порядке, но есть какая-либо зависимость — алкогольная, наркотическая, игровая и т. д. — то вы тоже можете пойти по миру из-за того, что он натворит дел.

Три портсигара импортных

В редакцию ”МК-Эстонии” пришла пожилая дама и начала слезно жаловаться, что дочка и внучка хотят у нее отобрать квартиру и отправить в дом престарелых. Мол, бабуля растила внучку с малых лет, водила в музыкальную школу, учила с ней английский, а вот теперь девочка бабушку знать не хочет и не общается с ней. И с родной матерью забрали у нее все ее похоронные сбережения, а теперь пытаются ее выселить из единственного жилища.

Дама пригласила журналистов в гости, где показывала, что вот в этой комнате (типичная ”хрущевка”) живет ее дочь с зятем. А в большой — ютится она. Даже не во всей комнате — помещение разделено пополам, и на половине старушки стоит лишь ее кровать и телевизор. Вещи лежат под кроватью и на подоконнике.

На кухне — тоже принцип ”разделяй и властвуй”. Старенькие кастрюльки пожилой дамы ютятся на полу у батареи. Посуда дочки — стоит на плите. В холодильнике старушке выделена одна полка, на которой — дешевый сыр, хлеб и пара сырочков. Пьет кофе — единственная оставшаяся в жизни радость — она из старой щербатой чашки.

В ходе разговора выясняется, что 12 лет назад умер ее муж. Дочка сказала: ну что ты будешь в трехкомнатной квартире одна, переезжай к нам с мужем. Выделили старушке комнату. По совету дочки та продала квартиру и вместе с уже имевшимися сбережениями у нее получилась весьма кругленькая сумма. А потом дочка попросила у нее в долг… Так и не вернула.

Первое впечатление — шок! И даже не возникло подозрения, что старушка не в себе. Да еще и дочка с внучкой повели себя немного неправильно: вместо того, чтобы объяснить спокойно, что к чему, стали угрожать обратившимся к ним за комментариями журналистам судом и всякими инстанциями.

Только спустя какое-то время выяснилось, что уже много лет пожилая дама действительно не дает житья ни родственникам, ни соседям. После смерти мужа из-за шока она потихоньку начала терять связь с реальностью, и сейчас грань между правдой и вымыслом совершенно стерлась. Соцотдел уже много лет занимается проблемой. И только недавно дело дошло до суда.

В общем, родственников понять можно. Они живут как на пороховой бочке, не зная, что их мама и бабушка выкинет в следующий момент. А старушка ходит по редакциям разных изданий, а также в полицию и другие службы, и рассказывает, как ее пытаются сжить со свету и забрали деньги.

И ты, брат?

Но беда приходит в дом не только со стороны пожилых родственников. Те, у кого детки уже выросли, а мужья вошли в кризис среднего возраста, могут рассказать много всяких разных историй.

У Анны — 18-летний сын. Казалось бы, радоваться, что парень вырос и стал самостоятельным. Но самостоятельным он стал только по бумаге. Молодой человек набирает кредиты, а расплачиваться за них приходится родителям.

”Первый раз он взял кредит, когда влюбился, и все деньги спустил на свою пассию. Уж не знаю, чем думали в фирме, когда выдавали ему кредит, но факт остается фактом: школьник не мог расплатиться и за него долги возвращаем мы, — рассказывает мать. — Сейчас та любовь прошла, началась новая. И я узнала, что сын собирается снова взять кредит, чтобы охмурять новую девочку. Но он до сих пор учится в школе, значит, по его долгам опять должны будем расплачиваться мы с отцом”.

Муж Инны — уже второй год как безработный. Год назад он заложил их общую квартиру, чтобы открыть бизнес, но у него ничего не вышло. Сейчас он собирается взять несколько быстрых кредитов. Инна в шоке.

Еще одна дама средних лет, Марина, жалуется, что муж так и не пережил кризис средних лет. Он стал алкоголиком и игроманом. Очень часто в день зарплаты он напивается и в пьяном угаре либо спускает все деньги в игровых автоматах, либо сначала пропивает все, а затем еще и берет кредит, который пропивает за следующую неделю. Она много раз просила работодателя мужа переводить зарплату супруга на свой счет, но он говорит, что ее просьба незаконна.

С алкоголиками и наркоманами непросто

В Латвии, например, горю этих женщин можно помочь, и это совсем не сложно. Можно через суд ограничить возможности — временно и частично. В Эстонии же не все так просто.
Старший помощник присяжного адвоката Арина Лискманн отмечает, что подобные случаи — это все же проблема не юридического характера, а медицинского. И тут обязательно нужно заключение врача-специалиста, который подтвердит, что действительно человек страдает от психического заболевания и не способен трезво и здраво оценивать свои поступки.

Если говорить не о деменции, а о ситуациях, когда близкий страдает от какой-либо зависимости, тут тоже обязательно должна быть медицинская экспертиза.

”Но практика показывает, что сама по себе зависимость не является еще причиной для того, чтобы признать человека недееспособным, — отмечает Арина Лискманн. — Если у человека на фоне алкоголизма не развился, к примеру, психоз или биполярное расстройство, то в просьбе признать его недееспособным суд, скорее всего, откажет”.

Представим, что супруга алкоголика уже много лет страдает от того, что муж берет всевозможные быстрые кредиты под сумасшедшие проценты и не платит. Так как обязательства в браке делятся тоже между обоими супругами, то отдуваться приходится ей.

Но в данном случае, чтобы защитить себя, проще развестись, чем признать мужа недееспособным — если у него нет диагноза и соответствующей справки от врача.

Должен быть устоявшийся медицинский диагноз и такие изменения в сознании человека, которые бы явно влекли за собой невозможность осознавать последствия своих поступков.

”Если человек не отдает себе отчета в своих поступках, но при этом берет постоянно кредиты, то риски в таком случае должно брать на себя кредитно-финансовое учреждение, — говорит Арина Лискманн. — Даже если человек признан недееспособным, все равно об этом нигде отметки не стоит, это конфиденциальная информация, и если человек сам об этом не сказал, то фирма, выдающая кредиты, как-то по-другому узнать об этом, скорей всего, не сможет”.

Да, постфактум, когда выяснится, что человек брал кредиты, когда он уже был лишен права подписи и возможности заключать сделки, через суд это все аннулируется. Но уйдет время.

Человек не осознает свою проблему

Да и с пожилыми не так-то просто. Большинство людей категорически осуждают тех, кто решил сдать своего родственника с деменцией в дом по уходу.

”Но действительно жизнь близких из-за заболевания родственника становится просто невыносимой! — говорит Арина Лискманн. — Например, пожилой человек с деменцией может открывать все окна и двери, тащить с помоек всякие вещи, захламлять квартиру так, что там будет невозможно жить, подсыпать родным что-то в пищу или по-другому как-то вредить. Люди годами мучаются. И порой другого выхода попросту нет, кроме как признать близкого недееспособным и отправить в специализированный дом по уходу. Для многих это — тяжелое решение, но иногда его приходится принимать, потому что другого выхода просто нет”.

Ольга Нигровская, пресс-секретарь управы самого крупного района столицы — Ласнамяэ, отмечает, что, как правило, сам человек своей проблемы не видит и не признает. И обратить внимание соцотдела на то, что с человеком не все хорошо, может кто угодно. Основной признак — человек стал вести себя по-другому, он не способен организовать свою жизнь, и своими действиями или бездействием может причинить вред себе и другим, их имуществу или подвергнуть себя и других опасности.

Однако у них нет отдельной статистики, сколько людей лишают дееспособности из-за деменции, или старческого слабоумия. Но если удастся быстро собрать для суда все необходимые бумаги, то решение обычно принимают тоже очень быстро, буквально в течение пары месяцев.

Что взять с недееспособного?

Но, как выясняется, даже если вашего родственника с зависимостью признали недееспособным, это не защитит его от необходимости выплачивать кредиты, которые он набрал. Да, кредиторам придется побегать, и у них есть определенные риски, поскольку они в большинстве случаев о психических заболеваниях клиентов попросту не знают, но вообще сухим из воды редко кому удается выйти.

”Наличие зависимости в смысле медицинского/психиатрического диагноза — это деликатные личные данные, медицинская тайна, — говорит представитель Placet Grupp (SMS-Raha) Олеся Щирая. — Поскольку специальных регистров для проверки людей с подобными зависимостями нет (а если и есть, то у кредитодателей не может быть к ним доступа), то фильтрация таких клиентов практически невозможна. Иногда удается на основании анализа выписки с банковского счета сделать вывод о том, что человек, например, очень много тратит денег в казино. Иногда совершенно случайно мы узнаем информацию о наличии у заемщика той или иной зависимости от третьих лиц (родственники, знакомые)”.

Такие случаи — единичны. Но, как правило, о них фирма чаще всего узнает постфактум. И получить деньги потом с таких клиентов довольно трудно. Сам по себе суд выиграть не сложно, но сложно исполнить решение — по причине отсутствия у должника денежных средств, имущества, дохода.

При проверке благонадежности клиента можно использовать лишь общедоступные базы данных — регистр народонаселения, коммерческий регистр, различные регистры задолженности, Аmetlikud teadaanded и т. п. источники. Но на основании общедоступных данных невозможно сделать обоснованный вывод о наличии у клиента тех или иных зависимостей.

”К сожалению, в момент ходатайствования о займе клиент не сообщает кредитодателю личной информации, зато когда требование о взыскании задолженности уже находится на рассмотрении в суде, такая информация является основным возражением со стороны должника или его представителя”, — поясняет Олеся Щирая.

И получается, что лишенный дееспособности человек теоретически вполне может взять быстрый кредит, а потом в суде сказать: а я был недееспособен, с меня взятки гладки!
”В момент взятия кредита человек может вести себя совершенно адекватно и не оставить никаких сомнений в том, что его дееспособность могла бы быть ограниченной. Также зачастую за ходатайствами недееспособных лиц фигурируют их же родственники или знакомые. Но такие случаи уже относятся к категории мошенничества и решаются другими способами”, — говорит представитель фирмы.

Специалист отмечает, что по закону сделка, заключенная с недееспособным лицом, ничтожна. Последствия ничтожной сделки таковы, что кредитодатель не может получить проценты (интрессы), которые он ожидал, но вправе требовать назад основную сумму кредита, которой недееспособное лицо все же воспользовалось.

Поделиться
Комментарии