Основанием для такого заявления латвийского министра послужил тот факт, что государственный долг Латвии в первом полугодии снизился до 8,221 миллиарда евро, что составляет в среднем 4110 евро долга на каждого жителя Латвии.

Если верить статистике, то, действительно, ситуация по сравнению с другими странами выглядит достаточно благоприятно.

На конец 2014 года госдолг Латвии составлял 40% от ВВП, и это неплохо — лучше только у трех стран ЕС. В среднем по еврозоне госдолг составил 91,9% от ВВП, и самый низкий показатель был у Эстонии — 10%. Хотя формально согласно Маастрихтским критериям госдолг в ЕС ограничен до 60% от ВВП, на самом деле этих требований никто не выполняет.

Большинство европейских стран значительно превышают критерий: Италия — 132%, Португалия — 130%, Ирландия — 109%, Бельгия — 106%. Даже у таких мощных стран, как Франция (95%) и Германия (74%), госдолг достаточно большой.

В абсолютных цифрах по долгу лидируют США — 17,6 триллиона долларов, на втором месте Япония — 9,8 триллиона долларов и далее с большим отрывом идут Китай — 3,8 триллиона долларов и Германия — 2,6 триллиона.

Однако если мы проанализируем историю внешнего долга Латвии, то увидим, что не все так гладко и красиво. Когда Советский Союз развалился, в 1991 году экономика Латвии (как и других постсоветских стран) оказалась в уникальной ситуации — у нее была возможность все начать с чистого листа.

Так что относительно низкие показатели долга связаны с тем, что Латвия — молодое государство, и свою экономическую жизнь оно начинало с нулевым долгом. Но вот Эстонии, несмотря на кризис, по-прежнему удалось сохранить госдолг на уровне 10% от ВВП, хотя стартовые условия у двух стран были абсолютно одинаковые. Так почему же госдолг Эстонии в четыре раза ниже? Может быть потому, что у Эстонии не было банка Parex и реформаторов вроде Вилкса и Домбровскиса?

Возникает вопрос: может ли государство совсем существовать без долга? Теоретически — да. У госдолга есть два основных источника — это дефицит бюджета и непредвиденные расходы (например, спасение банков). Если расходы бюджета превышают доходы, то за счет чего покрывать разницу? Стандартный вариант — взять деньги в долг. Поэтому бюджет с дефицитом автоматически создает государственный долг. Можно сказать, что государственный долг — это накопленный дефицит бюджетов предыдущих лет.

В современной экономике небольшой дефицит бюджета является нормальным явлением. Равно как и контролируемый госдолг не несет опасности для государства. Но при одном условии — если этот долг внутренний. Государство в данном случае берет деньги в долг у Центробанка, а тот их попросту печатает — это называется эмиссионный доход государства. Если печатать деньги по мере потребности экономики, то ничего страшного не произойдет.

Например, как может существовать Япония с долгом в 230% от ВВП? Это возможно, потому что весь долг Японии самим японцам и принадлежит, они ни от кого не зависят и сами свой долг и контролируют. А вот у Греции наоборот — весь долг приходится на иностранных кредиторов, что называется внешним долгом.

В Латвии ситуация схожая — внутренний долг у нас составляет 1,63 миллиарда евро, а вот внешний — 6,58 миллиарда евро. Слишком большой внешний долг означает зависимость от кредиторов — будешь плохо себя вести, перекроют кредиты или повысят процентные ставки.

В результате часто крупный внешний долг превращается в инструмент управления государством, что мы видели на примере Греции да и Латвии. Кредиторы в данном случае могут выдвигать любые требования.

Поделиться
Комментарии