Лидеры гонки известны. В столице — Эдгар Сависаар, а, например, в маленьком Маарду — Георгий Быстров. И так почти везде. При этом приоритетный кандидат совсем не обязательно даже формально ассоциируется с партией, он может представлять худо-бедно сколоченный под его избрание т.н. избирательный союз. Потому что на самом деле и потенциальному градоначальнику, и понимающим реальные правила игры избирателям глубоко безразличны идеологические настроения включенных в избирательные списки фигур. Важно, чтобы они проголосовали за уже обозначенного лидера на роль мэра (или старосты), а затем на протяжении срока его правления исправно поддерживали проводимую им социально-экономическую политику.

Конкуренция очень важна

Как сказал мне недавно один из депутатов Таллиннского горсобрания: «Вся наша фракция — просто машина для голосования. И собственной законодательной инициативы от нас ждут как от сиденья автомобиля».

То есть по факту у нас действует двухзвенная система выборов муниципального руководства: избираем группу выборщиков, результат голосования которых за конкретных начальников не просто заранее известен, а громогласно объявлен. И при малом интересе к статисту из списков выборщиков основной массе избирателей очень даже небезразлично только лицо их «начальника».

Под влиянием кризиса и по мере накопления опыта жизни в рыночных условиях политические предпочтения массового избирателя все более смещаются в сторону «левого центра», то есть уверенно лидируют руководители, способные даже в прокрустовом ложе местных бюджетов проводить социально-ориентированную городскую политику.

В Таллинне, например, все меньше людей, которых интересуют личные качества мэра, и все больше тех, кто поддерживает массовое строительство муниципального жилья, реализацию дерзких проектов по созданию общественных фондов потребления (в том числе бесплатный общественный транспорт), создание сети фермерских рынков, а также несколько искусственную, но выручившую многих затею с рабочими местами в автобусах и трамваях в самую глухую кризисную пору.

И при всем том прекрасно, что этому мэру бросили перчатку несколько заведомых аутсайдеров. Чрезвычайно важно, чтобы не угасала персональная конкуренция, поскольку именно она обеспечивает результативность деятельности победителя.

Тяжкое бремя выбора

Во время прошлых местных выборов одна пожилая моя знакомая никак не могла въехать, почему, живя в центре Таллинна, она не может проголосовать напрямую за Сависаара. И, боюсь, я не сумел ее убедить, что, отдав голос за любого из тех, кто находится в бюллетене для голосования под рубрикой Keskerakond, она однозначно отдает предпочтение Сависаару перед другими претендентами на мэрское кресло.

«Но я же никого из них не знаю, — волновалась старушка, — и где гарантия, что они назначат Сависаара?». По здравому смыслу она права.

Исходя из реалий жизни, ясное дело, надо переходить на прямые выборы градоначальников, а параллельно избирать городские органы коллективного управления, реализуя тем самым в полном объеме один из краеугольных принципов демократии —разделение властей.

Кому, скажите на милость, придет сегодня в голову решать проблему с депутатом горсобрания (пускай даже из правящей партии), тем более жаловаться депутату на исполнительную власть. Мэр и вице-мэры важнее всех депутатов вместе взятых. Их, а не депутатов, мы избирали на самом деле, и они являются легитимной властью.

А чтобы торжествовала демократия в полном объеме (хотя сразу хочу оговориться, Эстония, на мой взгляд, сейчас явно самая демократическая страна на всем постсоветском пространстве), надо, во-первых, перейти к прямым выборам руководителей исполнительной власти, а во-вторых, не менее половины депутатского корпуса избирать по т.н. «мажоритарным округам», то есть не списочно, а персонально. Тогда можно переходить к следующему демократическому принципу — отзыву депутатов. С персонально избранного депутата можно будет спросить за выполнение взятых на себя обязательств.

Но пока в нашей избирательной системе реализуется старая шутка: «Мы рождены, чтоб Кафку сделать былью». Трудно представить более абсурдную ситуацию, когда на полном серьезе избиратели получают бюллетень, где впереди стоят фамилии действующих депутатов Рийгикогу, при том что эти депутаты, а также избиратели абсолютно точно знают: никто из этих людей заседать в горсобрании не будет. И тем не менее мы за них голосуем. Впрочем, не менее абсурдно включение в бюллетени известных людей, обладающих разными талантами, кроме одного — умения заниматься управленческой и тем более законотворческой деятельностью. Но мы и за них голосуем, поскольку фамилии на слуху.

Куда влечет нас рок событий?

Судя по первым шагам избирательной кампании, у нас наметилось некоторое движение общества влево. Заметно также, что очень медленно, но все-таки снижается значимость национального вопроса. Отсутствие этнических партий — огромный шаг к вызреванию гражданского общества. Так же медленно, но приходит осознание, что время лихих денег прошло безвозвратно и требуется власть, которая, по недавнему выражению одного из корифеев эстонской политики Марта Лаара, «будет думать о народе».

В отличие от социальной безысходности, свойственной многим в период прошлых выборов, появляется робкая надежда, что для молодежи (равно эстонской и русской) вскоре может оказаться актуальным предвыборный лозунг парижских студентов-шестидесятников: «Я принимаю участие в выборах, ты принимаешь участие, мы принимаем участие, вы принимаете участие… А тем временем они извлекают выгоду».

Как только до большинства это дойдет, мы станем жить в другой стране, более гуманной и эффективной.

Поделиться
Комментарии