Собственным жилье молодых семей можно считать очень условно. Почти половина находится в залоге по текущим, невыплаченным жилищным кредитам. И число таких кредитов — взятых с целью приобретения недвижимости — медленно, но уверенно растет (в январе 2015-го их было более 154 тысяч, а на конец февраля 2016 года — уже больше 156 тысяч). При этом немалая доля получателей кредитов имеет трудности с их возвратом.

Жизнь взаймы

Душераздирающие истории о незавидной судьбе кредитных неплательщиков то и дело появляются в СМИ. Но проблема даже не в этом. Главный вопрос — почему молодые торопятся с покупкой собственного жилья? С учетом слабых перспектив трудоустройства, соответствующего полученному образованию и квалификации. С почти нулевыми возможностями карьерного и профессионального роста. С мощным действием факторов, выдавливающих креативную молодежь работать за рубежом.

Не пройти и мимо проблем в личной жизни молодых семей, которые начинают распадаться уже через месяц-другой после регистрации. Не говоря о любовных лодках, разбившихся о быт в первые пять-семь лет семейной жизни.

Желаю читающим эту статью молодым семьям жить долго и счастливо. Но статистика — упрямая вещь. Она, как и личные наблюдения, свидетельствует: многие молодые семьи, увы, не минует ”чаша сия”.

Например, в январе 2016 года по Эстонии зарегистрировано 264 семейных союза, но в то же время развелись 282 пары. А наличие дорогостоящего имущества с невыплаченным текущим кредитом превращает малоприятную бракоразводную процедуру в мучительнейшую историю.

Только по этим двум сложностям ”в труде и личной жизни” вроде бы стоит отложить приобретение собственного жилья с помощью кредита на период социальной стабилизации семьи, переставшей быть молодой. При этом счастье с милым (милой) не обязательно искать в шалаше. Совсем неплохо это получается и в съемном жилье. Как в Финляндии, Швеции, Германии, Франции и далее — везде, в странах ”старой Европы”, где подавляющее число семей (а молодых — так почти все) живет в доходных домах на съемной жилплощади.

Кабальные сделки

Кроме того, что сделки ипотечного кредитования молодой семьи совершаются этой самой семьей в состоянии ее полной неопределенности, надо еще учитывать их крайнюю невыгодность по двум причинам. Во-первых, в Эстонии (в отличие от многих других соседних государств) не действует защищающее должника правило ”верни банку ключ и будь свободен”.

Например, в Латвии действует закон, по которому ответственность ипотечных заемщиков ограничивается заложенным имуществом.

Принцип ”оставленного ключа” распространен в 11 самых крупных американских штатах. У нас другая ситуация. Если заемщику возврат кредита не под силу, то банк, реализуя залог (в виде прокредитованной им недвижимости), продолжает требовать уплаты непокрытой из-за колебания рыночных цен разницы. То есть, молодая семья не только остается без жилья, но еще продолжает платить и платить банку. То есть, риск всегда только у одной стороны.

Во-вторых, наши молодые семьи преимущественно покупают квартиры на вторичном рынке, часто оказываясь в плену более страшной, чем банк (потому, что она дурнее), организации — квартирного товарищества, которое в любой момент с бухты-барахты может принять решение о каких-нибудь идиотских инвестициях, и молодая семья запросто окажется не только должником банка, но и должником товарищества.

Казалось бы, уж если решили молодые люди вить собственное гнездо ”не знавши броду”, то много разумнее и дешевле (в смысле суммы кредита) купить участок, а дальше потихоньку-полегоньку, хоть растянув это удовольствие на десятки лет, строить дом (или перестраивать купленную по дешевке дачу). И риск меньше, и рыночные цены на землю — как правило — не падают вообще, а если и кратковременно снижаются, то в меньшей доле, чем цены квартир. Но думать и тем более считать никто не хочет. А рассчитывать риски — просто не умеют.

Искушение

Практика показывает: наши молодые Адамы и Евы, может, и не столь невинны, как далекие прародители, но в экономическом смысле наивны так же (а может быть, по части знания о жизни даже уступают им). Есть в современном раю и свой змей-искуситель. В нашем случае это разного уровня власти, которые четверть века назад провернули грабительскую аферу с приватизацией квартир, а нынче всячески навязывают детям и внукам новое искушение квартирной собственностью (обставляя кредитование молодой семьи разного рода действительными и мнимыми льготами).

При этом те же власти никакой помощи не оказывают молодым людям в аренде жилья, так же как не способствуют росту доходных домов (что могло бы стать основой падения цен на аренду квартир). Ни в депутатском корпусе Рийгикогу, ни у мудепов (муниципальных депутатов) нет даже тени мысли о создании условий для молодежных жилищных кооперативов или создания специфических молодежных лофтов в бывших промышленных зданиях, домах ликвидируемых школ или освобождающихся конторских зданий. Наши города по сравнению с городами северных соседей и Центральной Европы выглядят заповедниками архаичных отношений собственности в жилищной сфере.

Содействуя впихиванию молодых семей в морально и физически устаревшие квартиры-хрущевки, республиканские и особенно городские власти проявляют себя не просто недружественными, но и преступно халатными по отношению к молодежи. Делают они это явно в интересах финансового капитала. Ладно — власть. А сами молодые? Глупость, конечно, дар божий, но не следует им злоупотреблять. Головы все-таки устроены не только для того, чтобы шапки носить. Тем более их, по нынешним временам, молодежь явно не надевает. А пользоваться головой, чтобы в уши втыкать телефонные ракушки, а на уши позволять вешать сваренную чиновниками лапшу — непозволительная роскошь.

Поделиться
Комментарии