Для начала о масштабах ”бедствия”. Если принимаемое странами ЕС число беженцев составляет 0,11% населения Евросоюза, то выделенная нам квота — 0,04% населения Эстонии. Это значит, что на 2,5 тысячи жителей приходится один беженец.

В 2014 году из стран, не входящих в ЕС, и Хорватии в Эстонию прибыли 1787 иммигрантов, или в 3,5 раза больше, чем нам предстоит принять беженцев в течение двух лет. Кроме того, далеко не все из ”наших” беженцев останутся в Эстонии, часть из них побывает здесь проездом в Финляндию или Швецию, или куда еще. Как избежать этого, Евросоюз пока не знает.

Что делать с остающимися?

Вариантов множество. Расселение беженцев по местным самоуправлениям поможет избежать гетто, но и потребует переформатирования их мировосприятия и ментальности. Всем ли это понравится?

С другой стороны, расселение поможет овладеть местным языком, но затруднит проведение языковых курсов. С детворой в этом смысле проще, хотя школьникам на первых порах, конечно, придется трудно. Самый надежный путь — усыновление сирот, облегчающее адаптацию к здешней жизни. Но в целом выбор беженцев, которым понравилось бы жить в Эстонии и которые понравились бы местным жителям, все же щекотливая тема.

Кому-то кажется, что мусульманам стоит предпочесть христиан, хотя лучше было бы озаботиться тем, как отсеять фанатиков, а не тем, какую религию исповедует тот или иной житель Эстонии. Многое зависит от уровня образования, квалификации, знакомства с европейскими реалиями, готовности и способности переучиваться и других особенностей беженцев. Но также от того, кого нам дадут выбрать, а кого придется принять, т. е. от успешности десанта наших экспертов в лагеря беженцев в Италии и Греции.

Возможно, предпочтение следовало бы отдать беженцам из Сирии, которые отличаются большей секулярностью и образованностью по сравнению с другими странами, где идут боевые действия. Кроме того, будущее Сирии довольно туманно, а значит, часть беженцев оттуда может остаться здесь навсегда — ведь на кону не только то, что мы можем дать беженцам, но и то, что они могут дать нам.

Чем хороши беженцы

В Эстонии есть ряд давно накопившихся проблем, заняться решением которых как-то не получается. Первая из них, конечно, демографическая. Наивно ожидать, что ее решат беженцы, однако поспособствовать этому они могут. Уговорами рождаемость не повысить, а вот реальное изменение этногенетической картины может побудить местное население задуматься о своей дальнейшей судьбе и поведении.

Вторая проблема — нехватка рабочей силы. Банк Эстонии уже говорит о наступлении демографической осени на рынке труда, который через пять лет лишится 30 тысяч занятых, а Госконтроль даже называет цифру в 50 тысяч. Госконтроль обращает внимание и на то, что, несмотря на плач по поводу трудностей, связанных с ввозом иностранной рабочей силы, сейчас ею пользуется лишь 6% работодателей и еще 12% хотели бы этого.

Обусловлено это также неприязненным отношением местного населения к гастарбайтерам, хотя тут ситуация все же улучшается, ибо поднятая темой беженцев волна ”народного гнева” пошла уже на убыль.

Проблемой остается и бессилие властей при проведении административной реформы. Так как беженцев будут расселять по самоуправлениям, то порождаемое этим оживление на местах может ускорить этот процесс. Есть, кстати, любопытное предложение одного из читателей газеты ”Постимеэс”: принять сразу 30 тысяч беженцев, среди которых найдется немало предприимчивых людей, способных мобилизовать остальных, расселить их на Северо-Востоке и предоставить им полную свободу действий — и тогда через какое-то время в Нарве и Силламяэ появится этакий здешний Гонконг.

Правда, что это будет за Гонконг — эстонский, русский или арабский, не ясно, но это и не важно, ибо пограничным городам положено быть многоязычными и многокультурными (сказанное коснулось бы и Ивангорода).

Для лавины больших толчков не надо

Как видим, прием беженцев следует измерять не числом, а умением, ибо они могут выступить в роли катализатора для решения наших проблем. Накопившиеся проблемы подобны лавине, для схода которой больших потрясений не требуется.

Чтобы стали приводить в порядок приграничную полосу, достаточно было прокола с Эстоном Кохвером. Малюсенькой царапины на ноге лидера центристов хватило, чтобы резко возросли шансы этой партии на выход из многолетней политической изоляции. Прибытие беженцев тоже наверняка откроет какие-то каналы, только сумеем ли мы ими воспользоваться — это отдельный вопрос.

Что же касается ”наплыва беженцев”, то это все же тема не сегодняшнего дня. Происходящее сейчас даже учениями назвать трудно, настолько все мелко. Настоящий наплыв начнется через несколько десятилетий, когда из-за резких климатических изменений многомиллионные толпы беженцев хлынут из Южного полушария в Северное, и тогда остановить их будет невозможно, а отправить обратно тем более.

Поделиться
Комментарии