Его жизнь была полна испытаний: смерть отца, безразличный отчим, арест, лагеря, смерть жены. Несмотря ни на что, он только укрепился в своей вере в Бога и приучил служить ему своих детей, внуков и правнуков, пишет "МК-Эстония".

Мальчик по имени Вячеслав, будущий Владыка Корнилий, родился 19 июня 1924 года. Его отец, Василий Васильевич Якобс, был дворянином, потомственным военным. А мать, Татьяна Леонидовна, происходила из известной купеческой семьи Епинатьевых.

Как пишет митрополит Таллиннский и всея Эстонии Корнилий в своей книге «О моем пути», его мама вышла замуж, едва окончив гимназию. Но его отец, не имея никакой специальности, кроме военной, не мог найти подходящую работу, его вечно обманывали. Семью содержать ему было не на что, сказывалась и большая разница в возрасте (отцу, когда Вячеслав родился, было 50 лет), и они с матерью расстались, когда мальчик был совсем маленьким.

Митрополит Корнилий всегда очень хорошо отзывается о своем отце, отмечая, что самые теплые воспоминания детства у него связаны с папой.

«Он посвящал мне все свое свободное время: постоянно занимался мною, приходил ко мне, водил гулять, брал с собой к своим знакомым, оставлял у себя ночевать, рассказывал много интересного, всегда вкусно кормил... Потом уже, когда отца арестовали, я нашел дневники, из которых узнал, что он иногда неделю голодал, чтобы накормить меня... Отец жил на другом конце города и часто шел ко мне пешком, так как денег на трамвайный билет у него не было. Ни от кого в детстве я не получал столько любви и заботы», - пишет он в своих мемуарах.

Перед войной Василий Васильевич устроился получше, работал садовником, но в 1941 году его арестовали, и Вячеслав, которому было тогда 17 лет, больше его уже не видел и очень долго ничего не знал о его судьбе. Потом в архивах КГБ он прочел, что отца приговорили к расстрелу вскоре после ареста.

Мама и отчим

После того, как родители разошлись, маленького Славу воспитывала мама. Они переехали жить на Нарва мнт, 26, в четырехкомнатную квартиру, где помимо них жили еще бабушка Вячеслава и его две тетушки, а также муж одной из них. Мама вышла снова замуж, и вскоре там же поселился и отчим Вячеслава.

«Отчим — Валентин Вячеславович Горак, чех по национальности, был видным и красивым мужчиной, но сухим человеком, к детям относился с пренебрежением... Меня дядя Валя (как его все называли) просто не замечал, никогда со мной не разговаривал и ни цента не давал на мое содержание. Я себя чувствовал в его обществе очень неуютно и избегал его. Большую часть времени я проводил на той половине квартиры, которую занимали бабушка и Маткевичи (его тетя с мужем и племянником)», - вспоминает митрополит Корнилий.

Он в своей книге отмечает, что тетя и бабушка постоянно удивлялись, как его маме удавалось выискивать средства, чтобы его одевать и кормить. Она осталась в его памяти постоянно что-то шьющей, чинящей, перекраивающей. И он был довольно сносно одет и накормлен.

«Готовила мама вкусно. Не разрешалось ничего оставлять на тарелке. Бабушка говорила, что выбрасывать еду — большой грех. Не считалось зазорным и ходить в перешитом или перелицованном. Обращали внимание не на моду, а на то, чтобы одежда была опрятной, чистой. Мать, несмотря на свою молодость, была прекрасной хозяйкой. В комнате у нас всегда царили порядок, чистота и уют. Думаю, матери было нелегко разрываться между мной и отчимом, которого она очень любила», - вспоминает Владыка.

В его памяти мама осталась всегда аккуратно одетой и причесанной, никогда не сидящей без дела — если не шила, то занималась огородом, делала заготовки на зиму. Во время войны огород их всех кормил.

Его мама умерла в первый день Пасхи 1996 года, в возрасте 92 лет.

Школа и тяга к храму

Владыка вспоминает, что его с детства влекло в храм. Бывало, что приходил утром и в стужу ждал, пока церковь откроют. Или мог вечером бросить все игры во дворе и помчаться в церковь.

Когда пришло время учиться, Вячеслава отдали в маленькую школу, принадлежавшую «Дому Общества русского ребенка», которая располагалась в церковном доме рядом с храмом. Он там проучился до четвертого класса и очень тепло вспоминает многих педагогов и директора школы. Потом его перевели в 19-ю начальную городскую школу, где он окончил шестой класс. По воспоминаниям митрополита, там было холодно, казенно, бездушно.

Затем его перевели в гимназию общества «Русская школа в Эстонии». Он отмечает, что атмосфера там была интеллигентная, их не столько учили, сколько давали образование, и к учителям они относились с уважением. Эту школу митрополит Корнилий также вспоминает как один из светлых периодов своей жизни.

Мордовские лагеря

В 1943 он окончил гимназию и по возрасту должен был быть призван в армию. Но его освободили как духовное лицо сначала от службы в СС, потом – в советской армии. Он продолжил служить в церкви.

Там он познакомился и со своей будущей женой, Татьяной, которая работала машинисткой в Епархиальном управлении и занималась в иконописном кружке, а также пела в хоре. Обвенчались они в июле 1945 года, в 1946 году родилась их первая дочь, Елена, а в 1954 году - вторая дочь, Мария, которая до сих пор активно помогает батюшке.

В феврале 1948 года епископ Исидор рукоположил Вячеслава Якобса в иереи в Александро-Невском соборе. Немало пришлось митрополиту Корнилию пережить впоследствии: недоброжелательность, клевету, болезнь жены, у которой развилась бронхиальная астма. Чтобы улучшить ее здоровье, было решено переехать в Вологду, где другой климат. Вологда стала для него серьезной духовной школой и много дала для последующей архиерейской жизни. Но, поскольку вологодский климат не оказал заметного влияния на здоровье жены, пробыв там пять с половиной лет, они стали собираться в Таллинн. И тут новое испытание – арест.

Обвиняли его в том, что он вел работу в пользу немцев (сыграло роль и освобождение от армии), а также в хранении и распространении антисоветской литературы. Прокурор требовал 25 лет тюрьмы, но судья дала десять. Сидел он в лагерях Мордовии. Его жена осталась с двумя дочерьми на руках, старшей – 11 лет, младшей – 2,5 года.

Потом начали дела пересматривать и сократили срок наполовину. Жена будущего митрополита нашла адвоката, и в 1960 году Вячеслава Якобса реабилитировали. Он продолжил служить Богу.

Малая церковь

Но в 1974 году — новое потрясение: умерла его жена. Стало сдавать сердце, приступы астмы были все продолжительнее, и в один из таких приступов сердце остановилось. Произошло это 17 июня, когда Вячеславу Якобсу исполнилось 50 лет.

Митрополит отмечает, что для него это была невосполнимая потеря, но считает, что, видимо, священнику нужно все узнать на своем опыте, чтобы лучше понимать переживания своих пасомых.

21 августа 1990 года Вячеслава постригли в монахи в родном для него Печерском монастыре, он выбрал имя преподобномученика Корнилия. Начало его архиерейского служения пришлось на очень сложный период — распался Советский Союз. Служение не закончено до сих пор. И больше всего митрополита Корнилия радует, что его «малая церковь» - восемь внуков и десять правнуков — тоже служат Богу. А в ближайшие две недели появится еще один правнук.

Те, кто с ним вместе работает, отмечают его небывалую энергичность и оптимизм. «Светлый ум, работоспособности ему не занимать. Он ездит по Эстонии, часто совершает богослужения, у него сильное стремление жить и что-то делать», - говорит член синода Эстонской Православной церкви Сергей Мянник.

«Наша молодость слаба по сравнению с его старостью, - отмечает работающая с Митрополитом Корнилием Ольга Константиновна Майер. - Он не знает усталости, мы к концу дня все уже выдыхаемся, а он энергичен. И если на душе какие-то переживания, он старается их не показывать».

Поделиться
Комментарии