В ходе президентских выборов обнаружилась спрятанная в законе строчка, которая позволяет затянуть процесс на неопределенный срок. Если ни парламент, ни Коллегия выборщиков не смогут справиться с этой задачей (ни один из кандидатов не получит необходимого количества голосов), то процесс начнется по новой. Так и вышло, но, к счастью, со второго захода Рийгикогу избрал достойного президента — Керсти Кальюлайд.

Ситуацию с законом можно назвать неконституционной, поскольку авторы Конституции подразумевали, что если уж Рийгикогу в три голосования 68 голосов никому не дал, то собрание выборщиков, которое состоит из парламентариев и представителей местных самоуправлений, должно президента обязательно избрать. Закон трактует Конституцию по-своему, и это непозволительно. Его необходимо изменить, чтобы президентские выборы закончились в разумные сроки и не переросли в политический кризис.

Разумеется, еще одна тема — это прямые выборы президента. Учитывая очень скромные полномочия главы государства — Эстония является парламентской республикой, — прямые выборы не вписываются в существующий порядок. Дав свой голос, избиратели будут ждать от президента реальных политических шагов, а тот в силу малых полномочий не сможет ответить на этот запрос, что плохо отразится на доверии к президенту как институту власти.

Однако нельзя исключать, что в Эстонии может сформироваться многочисленная группа поддержки прямых президентских выборов и Конституция будет изменена. Если на то будет воля большинства общества и все риски будут обговорены, то я не вижу проблемы в прямых выборах президента.

Поделиться
Комментарии