И вновь продолжается бой

Наши ветераны грустно шутят: хочешь поскорее перебраться в мир иной — возглавь ветеранское движение. И в этой шутке есть немалая доля правды. Давнишний уже председатель контр-адмирал в отставке С.Смирнов после своего смещения, план которого был разработан в кулуарах, тяжело заболел и умер. Следующего — капитана первого ранга в отставке Павла Коробкова — ждала та же участь, но он отделался инфарктом. Бойца Эстонского стрелкового корпуса Карла Вельца тоже не пощадили. Потом был избран полковник в отставке Георгий Дзевульский, топор над которым занесли на этот раз.

Подготовка к этому отчетно-выборному собранию проходила по всем правилам военной науки: разведка, морально-психологическое давление, артподготовка. Энергии у наших ветеранов много, все они несгибаемые борцы за правду и справедливость. Только вот есть правильные и неправильные. Именно между ними и наметилось противостояние.

По правде сказать, противостояние это было неестественным и организованным. Но чтобы понять его истоки, надо вернуться на пять лет назад, когда Владимир Исаевич Метелица вбил первый клин в монолитное до того ветеранское движение. Он создал Таллиннское общество участников Второй мировой войны, которое иногда для пущей убедительности называл обществом участников антигитлеровской коалиции. Ветераны уже тогда возмутились: "Для нас эта война была и остается Великой Отечественной!" Но в Эстонии ветераны-победители уже были не в чести, а на шествия выходили совсем другие ветераны.

Метелица был человек деятельный. Он сразу стал активно окучивать спонсоров, везде стараясь выйти на первый план. И надо отметить, что это ему удавалось. Он был опытным штабистом, умел вести документацию, во всех делах у него был порядок. И все стали привыкать к тому, что он незаменим и вообще герой. Тем более что Владимир Исаевич к месту и не к месту любил вспоминать о своих боевых подвигах по освобождению Эстонии. И не все знали, что в июле 1944 года, когда уже шли бои за освобождение Эстонии, молоденький лейтенант только что получил погоны в Курганском училище и был направлен в резерв Ленинградского фронта, а в Эстонию прибыл во второй половине сентября, получив под командование взвод. А вскоре и вовсе перешел на штабную работу. Может быть, эти детали его биографии не заслуживали такого внимания, если бы он был настроен только на укрепление ветеранской организации. Однако действовал он совершенно в другом направлении.

Последним его ноу-хау стало противопоставление участников войны всем другим ветеранам, коих у нас немало: это офицеры-отставники, участники локальных войн и конфликтов, узники фашизма, блокадники, труженики тыла. Метелица считал, что во всех организациях не менее половины руководителей должны быть из непосредственных участников войны. И от доводов о том, что это, как правило, люди пожилые и уже утратившие возможность активно участвовать в общественной работе, только отмахивался.

Юбилейный год

В минувшем году широко праздновалось 65-летие Победы над фашизмом. Во всех организациях развернулась подготовка к этому событию. Выделялись большие средства — и по линии российских государственных и общественных институтов, и по линии спонсоров. В Эстонии все эти средства пытался взять под контроль Метелица, что и удалось ему в немалой степени. Более того, он желал единолично все решать. Даже когда Союз объединений российских соотечественников Эстонии нашел средства для оказания помощи 100 ветеранам войны, которые имеют проблемы с передвижением (предполагалось навестить их на дому и вручить продовольственные пакеты и цветы), Владимир Исаевич принял это в штыки: "Либо всем, либо никому!" Вопреки ему эта акция была проведена в Таллинне, Йыхви, Пярну и Палдиски.

К слову сказать, в юбилейном году только посольством России в Эстонии выделило на ветеранские мероприятия 185 тысяч долларов. В числе прочего ветеранам приобретали и передавали билеты на престижные концерты, но потом вдруг обнаруживалось, что на ветеранских местах сидят люди, на них совсем не похожие. Бурная деятельность Метелицы, который формально был заместителем Дзевульского, у многих стала вызывать раздражение, а о его любви к управлению денежными потоками стали говорить все чаще и чаще. Сам председатель Георгий Дзевульский, человек по характеру спокойный и неконфликтный, восстал против методов своего зама, особенно после того, как Метелица отозвал подготовленный председателем с группой активистов список на материальную помощь. В итоге матпомощь никто не получил. Зато в других списках фигурировал сам Метелица и люди из его ближайшего окружения.

Аппетиты активного ветерана-руководителя становились все больше, но когда ему дали понять, что существует какой-то предел, тут же в посольство России дуплетом прилетели два письма — от ветеранов Эстонского корпуса, подписанное В.Виллемсоо и К.Раммусом, и от ветеранов Еврейской общины, подписанное М.Гиршовичем. Смысл в том, что "нас обижают", а виноват в этом советник С.Пименов. В письмах был чистый вымысел, о деталях даже упоминать стыдно. Из посольства пришел ответ, где ясно было написано: посольство не делит ветеранов по национальному признаку.

Впрочем, всем было ясно, кто инициировал эти письма, попытавшись внести раскол еще и на национальной почве.

На отчетно-выборном собрании контр-адмирал в отставке Иван Иванович Меркулов вынужден был извиняться перед всеми за то, что из ветеранской среды могли появиться такие письма.

Юбилейный год в ветеранском движении закончился плохо. Обозначился серьезный раскол. Но до "дворцового переворота" на этот раз не дошло — сил у Метелицы оказалось мало, несмотря на то, что он всю свою энергию положил на подготовку своих сторонников к собранию.

"Письма с фронта" и ветеранские войны

Упоминавшиеся письма появились на свет в ноябре прошлого года, и о них все уже стали забывать, как о неприятном инциденте.

И вдруг в самый канун собрания, когда страсти уже вовсю кипели и боевые группировки явно обозначили свои позиции, история с письмами вновь всплыла в самых худших традициях не самых лучших времен. Они появились в публикации на российском портале "Регнум" под броским заголовком "Еврейские и эстонские ветераны Великой Отечественной войны возмущены политикой посольства России". В этом тексте В.Метелица пространно комментировал забытые письма, вновь вытаскивая на свет надуманные претензии.

В адрес С.Пименова добавились упреки в других грехах, в частности, что он не почтил своим присутствием мероприятия в связи с 68-й годовщиной Эстонского стрелкового корпуса, а самому Метелице попенял за то, что он со своей спутницей жизни посещает синагогу. Расчет прост — опровергнуть его слова можно, но это будет по принципу "твое слово против моего". Тут я вижу две версии: либо Метелица хватался за соломинку, либо его подставили в грязной игре против посольства. Во всяком случае публикация явно притянута за уши, которые к тому же еще и торчат.

И все-таки на собрании обозначилось самое главное. Ветераны не увязли в интригах, в которые их втягивали. Некоторые надежные сторонники Метелицы, на поддержку которых он рассчитывал, просто не пришли. Выслушав значительную порцию критики в свой адрес, Владимир Исаевич даже отказался от выступления, хотя только что потрясал бумагами и собирался выйти на трибуну. Собрание избрало новый президиум. Владимира Исаевича в нем нет.

В этом году Союзу ветеранских организаций исполнится 20 лет. В Эстонии сейчас 6698 ветеранов. Непосредственных участников войны осталось 2668. А несколько лет назад их было около десяти тысяч. Наши герои уходят. Память о них священна, и мы должны помнить о них и заботиться. И не превращать это святое дело в бизнес-проекты.

Поделиться
Комментарии