Сегодня зарабатывают деньги индивидуальным трудом несколько групп населения, объединяет которые одно важное обстоятельство: никто из них от получаемых доходов никаких налогов не платит.


Какой нынче у нас частник?


Самая, пожалуй, крупная группа состоит из работающих где-то по трудовым договорам и, кроме того, подрабатывающих на стороне выполнением тех же (или похожих) операций. Прежде всего, это строители: маляры, плиточники, плотники, кровельщики и т. п. , которые, отпахав свое на постоянном рабочем месте, в свободные часы халтурят — вкалывая без всяких договоров и получая за это деньги наличными из рук в руки.


Вторую группу составляют пенсионеры или студенты, не имеющие постоянной работы, хватающиеся за любую возможность зарабатывать. Например, занимаясь таксоизвозом по набирающей сейчас силу системе вызова через интернет. И в первой и во второй группе получение денег без всякого оформления не вызывает проблем с медицинским обслуживанием, поскольку одни застрахованы работодателем, вторые — государством.


Третью группу образуют специалисты такого уровня знаний и умений, что могут позволить себе не заморачиваться трудовыми отношениями, зарабатывая на жизнь оказанием интеллектуальных услуг за оплату ”в конвертах”. Это, например, востребованные репетиторы (гарантирующие успех), учителя музыки, архитекторы, составители дипломных работ и даже диссертаций. Можно придумать и более развернутую классификацию тружеников, которые не регистрируются предпринимателями — физическими лицами (являясь такими по сути дела) по двум причинам: из-за неумения и нежелания оформлять всевозможные учетные и отчетные документы, а также еще большего нежелания отстегивать из своих кровных часть денег государству. Тем более ”накрыть” их налоговые службы не в состоянии, а некоторые проблемы с медицинским страхованием возникают только у специалистов обозначенной нами третьей группы.


Регистрируются в качестве ПФЛ те индивидуальные работники, у которых есть расходы, позволяющие существенно снижать размер налогооблагаемых доходов, иногда (при некоторой ловкости рук) сводящие налогообложение к минимуму, необходимому для получения медицинской страховки. Не более того.


Что решит ”предпринимательский счет”?


По мысли авторов нового закона, введенный этим правовым актом ”предпринимательский счет” должен заметно понизить уровень теневого бизнеса. Схема проста, как облупленное яйцо. Физическое лицо открывает свой личный специальный счет в банке, из поступлений денег на который банк перечисляет Налогово-таможенному департаменту 20%-ный налог. Он покрывает обязательства и по подоходному и по социальному налогу. Право на такие упрощенные отношения с государством предусматривается для индивидуальных предпринимателей с объемом годовой реализации до 25 000 евро. По сравнению с налоговой нагрузкой на доход ПФЛ, предлагаемый упрощенный налог почти вдвое меньше. Подумаем, кого привлечет такое предложение?


Наверное, в первую очередь тех, кому важно, что при не очень крупном налоговом бремени решается проблема социального страхования (медицинского и пенсионного). Возможно, такими окажутся люди из группы лиц, зарабатывающих интеллектуальным трудом, которым некомфортно ощущать себя в одной компании с налоговыми жуликами. По моим личным наблюдениям, такими могут быть специалисты не владеющие эстонским языком, и потому не имеющие возможности устроиться на работу достойную их знаний, но очень даже востребованные на черном рынке интеллектуальных услуг. Их, правда, совсем немного.


А остальные… Несомненно, среди всей массы зарабатывающих деньги личным трудом найдутся люди с повышенным чувством социальной ответственности, которые оценят предложенные государством новые правила игры. Но будет их немного. Остальные продолжат сложившуюся практику.


Тем более, многие занятые повседневной ”халтурой”, тянут, по сути, двойную и совсем нелегкую трудовую нагрузку не из жадности, а по причине невозможности кормить семью на одну зарплату. И виновным в том считают государство, которому не хватает политической воли заставить самую богатую часть общества раскошелиться. ”Чего ради отдавать пятую часть заработка госказне, которая не в состоянии взять больше у банков и у тех, что получают дивиденды в миллионах”, — сказал недавно участник одного из семинаров по новому закону. В его словах есть правда. Предлагая сделку получателям выплат в теневом секторе, из которых государство силой налог взять не в состоянии — оно (государство) рассчитывает на взаимопонимание. Но беда затеи в том, что в который раз понимание должны проявить только малооплачиваемые люди.


Все-таки новый закон находится в русле сложившейся тенденции грузить налогами ту часть общества, что живет от зарплаты до зарплаты. Иначе смотрелся бы этот закон, появись одновременно норма о ”налоге солидарности”, например, (который мог возникать только после превышения зарплатами, а, может быть, дивидендами довольно высокой планки).

Покрытие бюджетного дефицита за счет косвенных налогов (в первую очередь, за счет акцизов) упрощает налоговую систему, но одновременно поднимает уровень ее социальной несправедливости. Кому-то удорожание мороженого на десяток центов (из-за сахарного акциза), что слону дробинка, а для получателей минимальной зарплаты — уменьшение возможности угостить мороженым детей. И совершенно правильно президент Эстонии тормознул этот акцизный сбор.


Ходил в давние времена анекдот о портном, который как-то сказал: ”Был бы я царем, так жил бы лучше, чем царь. Потому, что еще немного шил бы по вечерам”…


Согласятся ли те, кто еще и ”шьет по вечерам” поделиться с государством по новому закону?

Поживем. Увидим.

Поделиться
Комментарии