Для начала было бы неплохо узнать, что при звонке на номер 112 вы попадаете к диспетчеру Центра тревоги (ЦТ). Именно он, а не врач скорой, принимает решение о необходимости вызова, назначает его приоритет и отправляет вызов ближайшей свободной бригаде. Так что, когда врач прибывает на место, весьма неуместно бросаться на него с кулаками и винить в долгом ожидании.

Центр всегда на связи

Чтобы скорая помощь приехала на вызов оперативно, в ЦТ установлено новейшее программное обеспечение. Оно помогает диспетчерам в реальном времени отслеживать местонахождение машин и направлять их на вызов.

Машины скорой помощи также оборудованы бортовыми компьютерами, которые оснащены системой позиционирования. Это помогает быстрее реагировать на вызов, упрощает нахождение адреса вызывающего.

Всего пару минут нужно для выезда бригады. Диспетчер указывает на своем компьютере место вызова, и бригада тут же может выезжать. Даже наиболее оптимальный маршрут движения машины высвечивается на экране бортового компьютера. Это особенно важно в сельской местности, где бывает трудно сориентироваться.

Больше всего звонящего раздражают многочисленные вопросы диспетчера. Но это необходимая часть его работы, которая помогает оценить состояние здоровья будущего пациента. Состояние сознания, наличие дыхания, сколько прошло времени — самые важные вопросы, которые вам может задать диспетчер. Не думайте, что после вашего призыва о помощи он должен сразу узнать адрес и повесить трубку. Прежде всего, диспетчер обязан быстро и оперативно выяснить ваше состояние и потом начать действовать. Это алгоритм работы, а не просто затягивание времени.

Доврачебная помощь

Если состояние человека критическое, то диспетчер может узнать, согласны ли вы до приезда скорой оказывать самостоятельно помощь пострадавшему. Если ответ будет утвердительным, то ваш вызов перенаправят в центр, где врач будет руководить действиями по реанимации. Он расскажет, как правильно положить пострадавшего, как провести массаж сердца, сделать вентиляцию легких. Если речь идет о клинической смерти, то каждая секунда на счету.

Это особенно важно, если пострадавший находится в небольшом населенном пункте. Приезд скорой на место может занять 10–15 минут. В такой ситуации, если не будет оказано помощи, человек обречен — об этом говорит сухая статистика. Важно понимать — без простого человека, находящегося рядом, скорая может оказаться бессильной. Ответственность есть с обеих сторон.

Врач на пороге

И вот бригада скорой помощи у вас дома. Если состояние стабильное, то у вас попросят ID-карту. Она нужна для идентификации больного.

Сейчас почти все бригады в Эстонии укомплектованы системой e-kiirabi. У каждой для документирования имеется планшет со специальной программой. Тут есть возможность получить информацию о предыдущих заболеваниях пациента, о принимаемых лекарствах.

На месте руководитель бригады скорой помощи является вашим лечащим врачом. В Эстонии 80% составляют сестринские бригады. Это главные ”трудовые пчелки” нашей медицинской скорой помощи.

В состав входят три человека — руководитель, обычная сестра скорой помощи, техник (он же водитель скорой). В западном понимании это парамедики. Такие бригады реагируют на все вызовы, которые приходят из центра тревоги.

Второй вид бригад — врачебные. Они укомплектованы, помимо медсестры и техника, еще и врачом. Работают они в общей очередности с сестринскими бригадами, выезжают на вызовы любой сложности.

Следующий вид — мобильная бригада интенсивной терапии. Она работает на реанимационных автомобилях скорой помощи, или реанимобилях. В состав входят врач экстренной медицины или анестезиолог, сестра интенсивной терапии, техник скорой помощи.

Основная задача таких реанимобилей — перевозка пациентов в различных критических состояниях между врачебными заведениями, что составляет примерно 70% занятости этих машин. В остальных 30% случаев они выезжают как дополнительная помощь сестринским бригадам в особо тяжелых случаях. Всего в Эстонии шесть таких бригад (по три в Таллинне и Тарту).

Благодаря реформе скорой помощи запущен проект по созданию нового вида бригад — ”рандеву”. В них, в отличие от предыдущих, всего два члена — врач экстренной медицины или анестезиолог плюс техник экстренной медицины. Такая бригада пока всего одна, в Таллинне. Она выезжает на помощь сестринским бригадам в случае необходимости.

Еще есть бригады первой помощи на маленьких островах. В их состав могут входить как медики, так и люди, которые прямого отношения к медицине не имеют, но прошли специальные курсы по оказанию первой помощи, использованию оборудования скорой. Их деятельность координирует врач из центра скорой помощи.

И рули, и коли

Уже давно прошли те времена, когда водитель скорой помощи выполнял лишь функцию перевозки бригады с места на место. Сейчас техник скорой помощи (он же водитель) должен пройти специальные медицинские курсы в количестве 400 часов, чтобы в случае необходимости оказать необходимую медицинскую помощь. Техник должен уметь делать массаж сердца, вентиляцию легких, поставить канюлю, измерить давление.

Также он проходит курсы экстренного вождения оперативного транспорта. Ведь водить машину с мигалками не так просто как кажется. Если бригада скорой получает экстренный вызов, то может ехать со скоростью до 180 км/час.

”Болело, но уже прошло”

С такой фразой приходится часто встречаться медикам скорой помощи, приехавшим на вызов. Особенно когда заходит речь о госпитализации больного.

В Эстонии в среднем уровень госпитализации составляет 40% от числа вызовов. Остальные 60% пациентов остаются дома. Столь большое количество означает, что вызов скорой помощи не был вполне обоснован. Эта цифра иллюстрирует тот факт, что системой скорой помощи в нашем обществе злоупотребляют.

”Бригады нашего центра скорой помощи обслуживают более 25 000 вызовов в год. Из них на первом месте различные травмы, начиная с головы и заканчивая пятками. На втором — боль в животе”, — говорит заведующий центром скорой помощи Северо-Эстонской региональной больницы Аркадий Попов.

Чаще всего встречаются легкие травмы. Случалось, что человек прищемил палец и вызвал скорую. Для проформы его даже отвезли для освидетельствования в отделение экстренной медицины. Ему-то, понятное дело, очень больно, но целесообразно ли тут вызвать целую бригаду медиков?

Из болей в животе реально опасные случаи — максимум одна десятая часть. Они заканчиваются госпитализацией больного в стационарное отделение. Это случаи, когда у больного так называемый ”острый” живот — прободение желудка при язве, острый холецистит, гангренозный аппендицит, перитонит или непроходимость кишечника.

Остальные 90% — вялотекущие боли в животе, которые не представляют опасности для жизни. В таких случаях скорая помощь, приехавшая на вызов, оказать реальной помощи не может. У нее просто нет необходимого оборудования для дополнительного обследования пациента — ультразвука, рентгена и так далее.

В таких случаях врач скорой помощи настоятельно рекомендует не звонить в скорую, а обратиться к своему семейному врачу, в больницу или в отделение экстренной медицины, а для начала позвонить по круглосуточному номеру 1220 для получения консультации.

Напряженные дни

Благодаря исследованиям, проведенным в Северо-Эстонской региональной больнице, выяснилось, что никакие праздники не влияют на увеличение вызовов. Есть лишь дни с наибольшей нагрузкой — понедельник и пятница.
”Наше отделение посещает до 300 пациентов в сутки. Это колоссальная нагрузка. Чаще всего такая ситуация складывается именно по понедельникам. Отбор в этот день намного строже, и время ожидания в разы выше, чем в другие дни”, — рассказывает Аркадий Попов.

Почему же так происходит? В понедельник работающие люди вдруг понимают, что надо идти на работу, а чувствуют они себя из рук вон плохо. На выходных не получилось вылечиться самостоятельно, а к семейному идти не хочется. Вдруг не получится записаться сразу к специалисту. Именно так чаще всего и происходит. Поэтому многие обращаются в отделение экстренной медицины. Это достаточно быстро и просто. Как и вызвать скорую.

Да и травмы, которые произошли на выходных, дают о себе знать именно в понедельник. Поэтому лучше по понедельникам в отделение экстренной медицины не попадать.

Пятница — напряженный день по несколько другим причинам. Люди заинтересованы в посещении различных увеселительных мероприятий, где и случаются самые неприятные инциденты. Этот день отличается и высоким уровнем травматизма, что связано с большим количеством выпитого, да и передозировок различных хватает. Случаи поножовщины — тоже не редкость в этот день.

Ну и, конечно, самая тяжелая пятница для медиков скорой — это первая в месяце, когда люди получают долгожданную зарплату и начинают отрываться по полной.

По ту сторону баррикад

Есть у работников скорой так называемые ”золотые” клиенты. Во-первых, это люди с нетрезвыми взглядами на жизнь.

”Есть в нашем регионе одна очень неспокойная семья, которая регулярно вызывает скорую помощь. У них случается то поножовщина, то передозировка, то драка. На вызов скорая всегда берет с собой полицейский патруль”, — рассказывает Попов.

Также в число ”золотых” попадают люди с хроническими заболеваниями, гипертонией. Они тоже любят вызывать скорую часто и по несколько раз в сутки.

”Бывают абсолютно абсурдные требования для вызова — человек желает получить справку от врача о том, что у него три дня назад была высокая температура. На данный же момент с его состоянием здоровья нет никаких проблем. В такой ситуации диспетчер может предложить альтернативные варианты для получения этой справки — обращение к семейному врачу или в отделение экстренной медицины для освидетельствования. В таких случаях диспетчер может в вызове, в принципе, отказать”, — добавляет Аркадий Попов.

Поделиться
Комментарии