Под неоправданно дорогими мы подразумеваем соотношение цены, качества и пользы. К примеру, легендарный туалет на Тоомпеа приносит убытков больше, чем прибыли. А стадион в Лиллекюла обошелся на 20 млн дороже, чем ”Саку Суурхалль”, и при этом до сих пор недостроен.

Свобода стоит дорого

Крест Свободы однозначно занимает почетное первое место. Построенный за 101 млн крон скандальный монумент продолжает высасывать бюджетные деньги. Так, недавно ремонтировали основание каменных плит лестницы, что обошлось в 4488 евро. Теперь нужно менять панели.

Народ уже прозвал место гиблым — памятник то не светится, то зеленеет, то на его склоне не растет трава, то оттуда доносятся странные звуки, на поверку оказавшиеся внезапно сработавшей сигнализацией. В прошлом году январский счет за электричество для памятника был 3774 евро, в этом году меньше — 1529 евро, потому что отключили обогрев ступенек.

”А. Ле Кок арена”: черная дыра

Не менее многострадальным оказалось и строительство стадиона в Лиллекюла, который впоследствии был переименован в ”А. Ле Кок арену”. Стадион, по сути, уникален: при вбуханных в него 200 млн крон (для сравнения — ”Саку Суурхалль” обошелся в 180 млн крон) он удивительным образом создает впечатление недостроенности и непродуманности. Части крыши нет, табло нет, не являются верхом совершенства и сиденья с трибунами, подтрибунные помещения тоже напоминают долгострой.

Стадион официально был возведен в 2001 году, но денег довести его до ума постоянно почему-то не хватало. В 2002 году был заключен контракт с производителем пива, и арена получила свое нынешнее название. В том же году из-за финансовой неразберихи власти Таллинна решили отказаться от участия в этом проекте, потребовав вернуть вложенные деньги. В 2006 году писали, что президенту Эстонского футбольного союза Айвару Похлаку дали возможность выкупить долю государства, для чего он собирался брать кредит в 70,5 млн крон. При этом он отрицал, что использовал деньги государства нерационально.

Фонтан в Нарве: утекающие деньги

Это сооружение в народе с издевкой зовут ”Струя Калачева”. Анекдотичная история началась в уже далеком 2004 году, когда вице-мэр по вопросам городского хозяйства Владимир Калачев на радость горожанам купил фонтан за 231 000 крон городских денег. Но комплект фонтана был не полон, и недостающие детали потянули еще на 259 000 крон. Еще понадобился проект (177 000 крон) и установка (941 000 крон). В итоге за три года по бумагам на строительство выложили почти 2,5 млн крон.

На зиму фонтан наглухо закрывается фанерным саркофагом, вызывая возмущение эстетствующих горожан. Весной, 9 мая, его торжественно открывают и запускают. Но в прошлом году вместо мощной струи воды собравшиеся услышали пшик — фонтан сломался. В этом году его запустили снова, но лишь на две недели — пришлось выключить, так как он затопил подвал ДК ”Ругодив”.

Туалет на Тоомпеа: деньги не пахнут

Общественный туалет стоимостью в 2,3 млн крон был скопирован со шведского. Причем возведение обычной уборной для всеобщего пользования обходилось по тем временам в 300 тысяч крон, то есть почти в 8 раз дешевле.

Этот же увиденный в Швеции домик на два места с овальной крышей стоил 864 424 кроны, к которым добавились таможенные расходы, проектировка, монтаж и подсоединение к канализации. Еще 710 тысяч потратили на благоустройство окрестностей нового туалета, расположенного под боком у собора Александра Невского.

В 2009 году на обслуживание туалета ушло 506 910 крон, в 2010-м — 416 912 крон. Это плата за воду, канализацию и электричество, уборку, охрану, а также покупка мыла и туалетной бумаги. При этом доход туалет приносит небольшой — около 2000 крон в месяц, или 24 000 крон в год.

Мост Смуули: я знаю все твои трещинки

Строительство уникального для Эстонии 370-метрового вантового моста, соединившего через улицу Смуули Петербургское шоссе с улицей Суур-Сыямяэ было начато в 2005 году и обошлось в 87,7 миллиона крон. Официально мост был открыт для движения только в 2007 году. И буквально сразу же в месте крепления одного из вантов случайным прохожим была обнаружена 90-сантиметровая трещина.

Побывавший на мосту специалист по строительному наздору Алдур Аас сообщил, что эта трещина ни для кого опасности не представляет. По его словам, она возникла при монтажных работах, что обычное явление на объектах из бетона, и нет оснований опасаться, что со временем трещина может стать опасной.

При этом еще за два месяца до сдачи объекта в эксплуатацию на мосту Смуули бросался в глаза большой провал, возникший при заливке центральной бетонной части. Строители обещали ликвидировать его, подтянув ванты. Однако другой специалист, Валерий Волков, заявил, что ванты надо было стягивать еще до соединения частей моста. По его словам, при натяжении в бетоне могут возникнуть трещины, которые, в свою очередь, могут повредить всей конструкции моста.

Поделиться
Комментарии