Для приготовления лосося и форели существует миллион рецептов. Только, к сожалению, в один прекрасный момент эта рыба приедается — что ни говори, но вкус у нее достаточно характерный, долго и разнообразно на нем не протянешь. Поэтому народ отправляется на поиски чего-нибудь эдакого.

Первое, что приходит на ум, — рынки. И это действительно рыбные места во всех смыслах этого слова — на каждом из них есть свой рыбный уголок, рыбная лавка, рыбный магазинчик, где можно найти совершенно потрясающий выбор местной рыбы. Что бы там ни говорили страдальцы, которые часто жалуются на то, что в Эстонии своей рыбы не сыскать, все уходит на экспорт.

Все свое. Почти

Неправда ваша. Только на прошлой неделе на Центральном рынке были обнаружены свежайшие ерши, судак, лещ, корюшка и многое другое.

Как отмечает продавец Кайдо, завоз сюда производится регулярно, раз в три-четыре дня, а судак от их фирмы, например, поставляется почти во все столичные рестораны.

”У нас свежая рыба почти вся местная, — говорит он. — Хозяин лично выбирает ее у местных рыбаков, так что за качеством мы следим очень строго”.

Рыба — продукт сезонный, сейчас вот морской судак, ерш, лещ. Но выбрать любимца публики сложно — по словам Кайдо, покупают все, но, пожалуй, одним из популярных видов можно назвать судака, несмотря на довольно высокую цену. Килограмм непотрошеной рыбы стоит 8 евро, выпотрошенной — 10 евро, филе продают по 14 евро за килограмм.

Цена на рыбу нестабильна — все зависит от количества выловленной, от ее размера, от качества. Чем рыбы меньше, тем цена выше — это логично.

Здесь можно купить сырть — 2,50 евро/кг, линя — 4 евро/кг, окуня — 4,50 евро/кг, ерша — 1,5 евро/кг, корюшку — 1,80 евро/кг, судака — 8 евро/кг, сельдь — 2,79 евро/кг. И это только эстонская свежая рыба. Из Норвегии привозят треску и угря.

Хранится свежая рыба несколько дней, но даже если вас будут убеждать, что она свежайшая, не поленитесь проверить: под жабрами все должно быть чисто, они должны быть розового цвета. Никаких посторонних запахов. Это то, что можно увидеть сходу.

”Иногда бывает, что сами рыбаки пытаются мухлевать, — говорит Тыну, владелец сети рыбных киосков. — Вместе со свежей рыбой подсунуть и залежавшуюся. Поэтому у закупщиков должен быть очень наметанный глаз — мы же это продать не сможем”.

К ним поставляют рыбу, выловленную в озере Выртсъярв, Чудском, также привозят из Пярну и Хаапсалу.

”Все от сезона зависит, — продолжает мужчина. — Летом самым ходовым товаром можно назвать камбалу и салаку. Сейчас берут судака. И, конечно, красную рыбу — на нее всегда спрос”.

Экзотика во льдах

На рынок ездить не всем удобно — все же в последнее время большинство людей предпочитают торговые сети. И выбор в некоторых из них поистине огромный. Кроме набившего оскомину лосося, тут можно встретить живых осетров и карпов, вам выловят того, на которого указали перстом. Еще бывает дорада, сибас — достаточно редкие гости в наших широтах.

В одной только сети Maxima продается более полусотни наименований рыбных продуктов.

”Это и местная рыба, от щук до сааремаской форели, — говорит пресс-секретарь Maxima Катя Любобратец. — И импортная — ее закупают на рыбной бирже. Но о каком бы рыбном продукте мы ни говорили, его наличие в продаже зависит от сезонности, разрешений на вылов (в нерест вылов запрещен) и разрешения на выход на лед (осень/весна, когда суда еще/уже не выходят в водоемы, а на лед выходить уже есть запрет)”.

Но несмотря на такое изобилие, народ уважает все тех же лосося и форель. По словам Любобратец, объемы продаж лосося и форели в магазинах сети составляют в среднем от 12 до 60 тонн в месяц — зависит, в первую очередь, от продажной цены.

Кроме этого, на прилавке можно встретить и экзотику. Начиная от достаточно привычных нам креветок (кстати, спрос на них постоянно растет) до всевозможных моллюсков. Которые еще кажутся местным диковинкой, но… Люди пробуют. Мидии, например, готовить легко и стоят они относительно недорого, при этом из них можно приготовить множество вкусных и полезных блюд. ”Спрос постепенно растет, все больше покупают осьминогов, кальмаров, различные виды устриц”, — отмечает пресс-секретарь.

Неплохим выбором может похвастаться и еще одна ”народная сеть” — Rimi. Здесь также представлен достаточно богатый ассортимент. От красной рыбы (не будем поминать всуе), до… Вот, в день написания материала мы нашли вот какой выбор (цены за килограмм).

Филе: минтая –11,49 евро, акулы — 13,35 евро, трески — 16,99 евро, морского окуня — 12,15 евро, тилапии — 9,90 евро, рыбы-меч — 39,99 евро, тунца — 34,99 евро, леща — 14,99 евро, атлантического леща — 17,99 евро, пангасиуса — 7,99 евро.

Потрошеная рыба: атлантический лещ — 11,89 евро, макрель — 11,79 евро, сайда — 10,59 евро, сиг — 19,99 евро, сибирский осетр — 12,02 евро, морской окунь — 14,79 евро, карп — 6,17 евро.

Токсический шок

А вот теперь о грустном. Рыба считается очень полезным продуктом — и мясо легкоусвояемое, и калорий немного, и масса микроэлементов. Только вся эта польза перечеркивается огромным количеством токсинов, которыми эта рыба буквально напичкана. Можно читать массу страшилок, и не верить им, но, к сожалению, большая часть — правда.

Если рассудить логически, то количества дикой рыбы на прокорм прожорливого населения планеты физически не хватит. Поэтому столь любимые лосось и форель выращиваются на рыбных фермах. Поначалу все шло достаточно гладко, пока дело не поставили на поток. Поток — это когда рыбу пичкают всевозможными вакцинами (некоторые полезны, некоторые для набора роста и веса, чаще всего это антибиотики, которые пихают надо — не надо), кормами, часть из этого всего оседает на дне, накапливаясь и выбрасывая в воду токсины. Рыба начинает болеть, заражать остальных. Мы это едим и нахваливаем. Но тут хоть есть варианты — у нас еще остались местные рыбные хозяйства, где можно купить ”чистую” рыбу.

Путь пангасиуса и тилапии чаще всего начинается во Вьетнаме. Регион, где ведется промысел, давным-давно загрязнен, рыба питает бог знает чем, но это никого не волнует. Главное — выловить, заморозить и отправить на экспорт. Дальше ее все равно съедят.

Газета ”Маалехт” провела достаточно большую исследовательскую работу и поделилась результатами. По данным вьетнамских исследователей, загрязнение Меконга (реки, где расположено большинство рыбных ферм) весьма серьезно, особенно сильно в дельте, где как раз и обитают рыбные фермы.

Вторая проблема в том, что в Эстонии серьезный анализ поступающей из очень дальнего зарубежья рыбы практически не проводится — это крайне дорого. Например, список ветеринарных лекарств огромен, и анализ только на одно наименование может стоить до 300 евро. У нас также ни одна лаборатория не проводит анализ на содержание диоксина или ртути, а у соседей это исследование может обойтись в сумму до 600 евро.

Тут хоть помогают европейские институты. Там контролируют партии прибывающей из третьих стран рыбы, и последний позитивный результат, выявивший наличие повышенного содержания ртути во вьетнамской рыбе, был совсем недавно — в 2013 году. Эта рыба на европейские рынки не попала.

Есть ли в Эстонии диоксиновая рыба?

Маре Парик, главный специалист пищевого отдела бюро еды животного происхождения Ветеринарно-пищевого департамента, говорит, что содержание диоксина в пищевых продуктах Эстонии, а также рыбе Балтийского моря и внутренних вод страны исследуется с 2002 года.

Диоксин — это общий термин, который объединяет содержащиеся в окружающей среде наиболее распространенные и устойчивые органические соединения. Их находят повсеместно, поскольку диоксины образуются практически в любом производстве, в котором участвуют содержащие хлор препараты: при сжигании содержащих хлор вещей, при хлорном отбеливании на бумажном производстве, при производстве пластмассы или на любом химзаводе.

ЕС установлены нормы предельного содержания диоксинов в продуктовых товарах, и исследования показывают, что салака и килька Балтийского моря содержат диоксин в пределах нормы.

У нас исследуют самую важную для производства рыбу: салаку, кильку, лосося, радужную форель, камбалу, угря, окуня, судака и речную миногу. По суммарному содержанию диоксиновые нормы повышены в лососе и форели, а также во взрослой кильке и салаке. Но анализы показывают, что содержание этих веществ напрямую зависит от возраста и размера рыбы. Например, если говорить о салаке, то повышенное содержание диоксина может выявиться лишь у рыбы, размером превышающей 22 см.

Практически во всех проанализированных за последние годы речных миногах было повышенное содержание диоксинов, но в консервах с ними суммарное содержание этих веществ оказывалось ниже установленных нормативов. Поэтому миногу возможно вылавливать в известной мере и в дальнейшем.

В лаборатории Эстонского центра исследований окружающей среды отмечено и наличие содержания тяжелых металлов в рыбе Балтийского моря и Чудского озера. Но превышения нормативов не найдено.

Поделиться
Комментарии