Чем лучше всего утеплять дом? Как добиться комфорта на первом этаже? Чем и при каких обстоятельствах опасен асбест? Что делать, если по стенам поползла плесень? Можно ли утеплять стены изнутри? Какие лучше всего выбрать обои?
Об этих и других нюансах ”МК-Эстонии” рассказал доктор инженерных наук, инженер-строитель Юрий Бирш.

Сколько простоят панельные дома?

”У людей неправильное представление о бетоне, — сетует Бирш. — Они думают, что он вечен. Но это не так, если только его поверхность не обрабатывать специальными составами”.

Он вспоминает, что в советское время был домостроительный комбинат, и каждый день выпускали буквально по дому. Строителей тогда просили ставить крышу за пару дней. Поэтому на железобетонные коробки просто клали сверху специальные железобетонные же панели. Бетон должен был быть настолько плотным, чтобы он не пропускал воду, то есть чтобы крыша не протекала.

”Для нынешних жильцов это нехорошо. Потому что за этими крышами, какими бы хорошими они ни были, надо ухаживать. Но об этом забыли. И сейчас эти крыши в запущенном состоянии”, — констатирует специалист.

По его мнению, хозяевам приватизированных квартир в домах с железобетонными крышами советской поры уже имеет смысл думать о будущем.

”У самых первых домов была гарантия на 50 лет, — подчеркивает инженер-строитель. — Сейчас этот срок уже прошел. И каждый год эти дома должны проверяться. И каждый год эксперты обязаны актом подтверждать, что бетон выдержит следующий сезон. Но что будет, если такие эксперты констатируют полный износ конструкций? Это проблема, ведь дома уже принадлежат жильцам, за их ремонт и спасение должны платить сами собственники”.

Он добавляет, что уже несколько раз давал интервью по этому вопросу, и сразу на него начали нападать продавцы жилья — мол, он ломает им рынок.
”Ведь если сейчас сказать жильцам, что завтра вместо домов у них будут руины, начнется паника. Но что делать — думать-то сейчас надо”, — призывает Бирш.

Проекты реновации — халтура?

Сейчас людям активно предлагают провести реновацию и утепление старых домов. При этом люди должны вложить и собственные средства. Одновременно есть мнение, что реновация в том виде, в котором она проводится, только повредит дому — он перестает ”дышать”, и железобетонные панели стен разрушаются.

”Строительство — сложная наука. Построить, реновировать или утеплить можно любой дом. Но надо делать это правильно, — подчеркивает Юрий Бирш. — Если мы берем просто дом и начинаем на стены класть подушки, вряд ли что-то хорошее получится”.

При этом он советует собственникам квартир, которые соглашаются на реновацию, тщательно все контролировать, чтобы не попасть впросак.

”Я бы на месте жильцов нанял специалиста, который осуществлял бы надзор за процессом и давал советы, — говорит инженер-строитель. — А еще надо внимательно посмотреть на проект реновации, они иногда — халтура высшей пробы. Значит, надо попросить, чтобы проект был приведен в соответствие. Это может сделать только специалист”.

Как добиться комфорта на первом этаже?

”Знающих специалистов по здоровью зданий становится все меньше и меньше, — сетует Юрис Бирш. — А те, что сейчас занимаются строительством, многого не знают. Вот, например, очень простая вещь — в старом доме на бетоне лежит линолеум или плиты ДСП, которые давно сгнили. В квартире холодно. Вы хотите заменить покрытие пола. Вы положите на бетон пенополистирол, на него сверху другое покрытие, и если это второй-четвертый этаж, то все будет нормально. Но на первом этаже из подвала поднимается влага. И вариант с пенополистиролом вас не спасет”.

Проблема, по его словам, решается очень просто. В строительных магазинах продается в рулонах пластиковая мембрана: кусок оранжевого пластика толщиной в пару миллиметров, который весь ”проштампован” — с одной стороны в нем вмятины диаметром примерно в 10 миллиметров и глубиной в восемь миллиметров, а с другой стороны, соответственно — выпуклости.

”Его кладут на бетонный пол пупырышками вниз. Наверх укладывают теплоизоляционный пенополистирол, а затем — ламинат или что вы там хотите. Можете положить даже паркет, боящийся влаги, — советует специалист. — Проблем не будет, потому что вся сырость будет уходить в месте стыка пола и стены вверх. Однако строители в новых домах этого, увы, не делают”.

Как утеплить квартиру своими силами?

Если у вас есть квартира в многоквартирном доме, и товарищество раздумывает, чем утеплять, то Юрий Бирш советует: утепляйте каменной ватой.

Проблемы начинаются, когда товарищество утеплять дом не хочет, а людям холодно. Можно утеплиться изнутри. Но важно делать это правильно!

”Ни в коем случае нельзя изнутри использовать минеральные ваты — каменную вату, стекловату, — призывает Юрий Бирш. — Человек — создатель влаги внутри помещения. Каждый день вы выделяете литры жидкости только через дыхание, теплый воздух комнаты попадает в каменную вату, и холодные куски камня конденсируют влагу. Но эта влага не может впитаться в камень, поэтому жидкость скатывается вниз и там скапливается, вызывая плесень”.

Поэтому, поясняет он, при использовании каменной ваты внутри между внутренним помещением и каменной ватой прокладывают пароизоляцию в виде специальной пленки.

”Но и это не выход, потому что после такой процедуры вы живете словно в полиэтиленовом мешке. Вы знаете, что в полиэтиленовом мешке хлеб может продержаться пару дней, а кусок мяса и того меньше. А мы с вами не похожи на хлеб, мы больше на мясо похожи. Так что это плохой вариант утепления”, — констатирует специалист.

Он советует утеплять помещение изнутри только материалами, которые гигроскопичны — всасывают влагу и держат ее в себе, пока она постепенно не уйдет наружу через стены. Самый лучший материал, по его мнению, — это мягкие древесноволокнистые плиты.

Чем опасны шиферные крыши?

В Европе уже давно запрещено применение асбеста. Асбестовая пыль признана канцерогенной, может вызвать разные заболевания, вплоть до рака. Но во многих домах в Эстонии шиферные крыши на основе асбеста как стояли, так и стоят. Насколько они на самом деле угрожают нашему здоровью?

”Ничего страшного в асбестовой крыше нет, — считает Юрий Бирш. — Это все европейская возня. Вот стоит маленький сельский домик с позеленевшей от мха шиферной крышей, сидит в нем старушка. Ей эта крыша чем-то вредит? Нет. Шифер пылит и вредит тогда, когда его начинают ломать. Если в доме меняют шиферную крышу, то работать надо в респираторах и обломки шифера отвезти и сдать туда, где принимают опасные отходы”.

Он показывает тоненький кусочек асбеста, точно такой же кусочек каменной ваты Paroc, такой же кусочек стекловаты Isover и кусочек из дерева. По размеру все они одинаковые.

”Чем они отличаются? Вы подносите каждый кусочек к носу и вдыхаете в себя. Мельчайшие частицы материала входят и оседают на легких и слизистой дыхательных путей. Асбестовая пыль выдерживает действие органических жидкостей и может существовать в вашем организме 15 лет, — разъясняет специалист. — Организм борется с чужеродными предметами, и за 15 лет эта пыль обрастает органикой, в результате чего почти стопроцентно возникают опухоли”.

А Paroc, Isover, Rockwool и все остальные, по его словам, выдерживают в организме только два-три года. Поэтому асбест называют канцерогенным, а остальные материалы — частично канцерогенными, потому что сильный организм их не чувствует, но слабый организм может поддаться. А дерево (древесная пыль) выводится через 56 дней.

”И такое деление на канцерогенные и частично канцерогенные материалы произошло еще лет пятнадцать тому назад, — рассказывает Юрий Бирш. — Были даже судебные процессы. Потом Rockwool — один из самых крупных в мире производителей каменной ваты — додумался: какого лешего нам надо делать настолько стойкую каменную вату, которая так долго держится в организме? Мы ее обработаем, чтобы она не выдерживала органические кислоты. Все! И они довели ее стойкость до 50 дней. И моментально все судебные вопросы прекратились, материал признали безвредным. Paroc выпендрился и довел еще до меньшего срока — до 20 дней”.

Только, добавляет он, далеко не во всех странах появилась эта улучшенная каменная вата, которую активно используют, например, в Париже и Берлине.

Чем опасны новостройки?

Но, оказывается, в наших домах есть опасности гораздо серьезнее. Например, сразу в нескольких домах, построенных в последние годы, появились признаки так называемого синдрома больного здания (СБЗ). Пожили там немного — и у вас ухудшается самочувствие, появляется усталость, сонливость, нарушения концентрации, головные боли и боли в горле, выделения из носа, чихание, тошнота, головокружения…

Синдром больного здания вызывают тысячи факторов. В этом процессе, например, участвует и запах новой мебели, и запах красок, и запах стройматериалов. Может, в доме недостаточно света или вентиляции и при этом лучше развивается плесень. Да и новые стройматериалы, сконцентрированные вместе, могут вызвать СБЗ.

”В советское время, когда вы получали квартиру, то запах краски в ней не вызывал ничего, кроме радости от новоселья в новом доме, — говорит Юрий Бирш. — А на Западе, уже в те времена, если ты попадал в такую квартиру, то платил пониженную квартплату до тех пор, пока строительные запахи не выветривались”.

Например, если в здании раньше была лаборатория, то даже евроремонт не поможет. Был случай, когда все конструкции дома были пропитаны парами химикатов, и испарения этих химикатов, проходя через положенный при евроремонте линолеум, через плиты ДСП, вместе с их выделениями создавали такие соединения вредных веществ, что это просто была камера смертников. Люди теряли сознание, побыв пару минут в помещении.

Юрий Бирш советует: если вы покупаете жилье, перед тем, как заплатить деньги, пригласите эксперта. Пусть он напишет, на что вам надо обратить внимание, где вам предстоят переделки и сколько на это потребуется денег. Тогда можно просить продавца снизить цену на эту сумму.

Поделиться
Комментарии