Путь до Болгарии прошел совсем не так гладко, как нам хотелось бы. Страны Балтии проводили нас без сожаления и угрызений совести, спокойно и непривычно солнечно — температура под 30 в тени, много груженых фур на дорогах, продажа ранних ягод, огурцов, лука и томатов.

Чистота и порядок

Ухоженная, чистенькая, красивая, словно вылизанная языком Польша приняла нас в свои жаркие объятия, напоила вкусным молоком, накормила душистым хлебом и отличной колбасой (не поленитесь, попробуйте колбасные изделия, особенно из небольших магазинчиков — не пожалеете), дала за 40 евро на двоих ночной отдых в трехзведном отеле с хрустящим постельным бельем и обильным утренним завтраком. Качество сервиса в Польше вполне хорошее, даже в частных отельчиках. Правда, при оплате всегда стоит поинтересоваться, входит ли завтрак в стоимость номера?

Мы не первый раз в Польше, и меня каждый раз приятно удивляет трепетное отношение поляков к природе и всему остальному. Аккуратные, словно на глянцевых картинках, увитые плющом и украшенные цветами домики поражают своей компактностью: одинаковые (за редким исключением) строения тянутся вверх в два, а то и в три этажа. Сразу чувствуется, что земли под застройку частного сектора — в обрез. Трассы — отличные, однако надо знать, какие из них платные, потому что плата может существенно облегчить кошелек путешественника.

Вдоль дорог везде стоят большие и маленькие статуи Божьей матери — Матки Боски. С привычными лентами и цветами. В городах и селах — изумительной архитектуры новые — хотя и старых хватает — костелы. Поляки очень набожны, что, как это ни удивительно, не мешает им варварски относиться к памятникам советским солдатам, освобождавшим Польшу от гитлеровцев. Кстати, хочу заметить, что отношение к русским в Восточной Польше на порядок хуже, чем у западных поляков.

Зрелище не для слабонервных

Кусочек Словакии протяженностью менее 200 километров промелькнул незаметно, не поразив особенно ничем. Дороги, в отличие от польских автотрасс, среднего качества. Да и сама страна небогатая.

А Румыния встретила нас подозрительным затишьем. Воздух замер и наполнился маревом. Птахи прешли на низкий ”лет”, как это обычно бывает перед грозовыми дождями. Наш навигатор не знал и знать не желал новые трассы и прокладывал маршрут по каким-то занюханным дорогам, где машина, как лягушка, прыгала по колдобинам и кочкам, вздымая тучи густой пыли. Полицейский, которого мы остановили для уточнения маршрута, сказал, что на Венгрию нам надо ехать через Трансильванию, и предупредил, чтобы мы ни в коем случае не свернули в ”таком-то месте в сторону”. Его бы слова да Богу в уши.

Как мы ни старались держаться указанного полицейским маршрута, навигатор, который периодически по 10–15 раз клинило на фразе ”пересчитываем маршрут”, таки вывел нас на самую страшную дорогу в моей жизни.

Чтобы понять мои чувства, представьте себе сначала километров 20 совершенно разбитого шоссе, тянущегося от одного нищего поселочка до другого. Я молила Господа, чтобы не сломалась подвеска, и чтобы машина не легла в очередной яме на брюхо. Но, как оказалось, это были еще цветочки.

В середине дня начался проливной ливень со шквальным ветром. ”Дворники” не справлялись с потоками дождя, дороги местами превратились в реки, и машины, поднимая фонтаны воды, не ехали, а ”плыли”.

С более-менее равнинной местности мы попали в горную, где вследствие разыгравшей стихии с гор пошли сели, несущие в себе мутно-желтую взвесь из глины, песка, камней разного калибра и… вырванных с корнем деревьев. Во многих местах селевые потоки размыли полотно дорог, полностью смыли сельскохозяйственные поля.

Уровень водных потоков, еще пару часов бывших мелкими ручейками, поднялся до обочины шоссе. Размытые проливным дождем лесные массивы по краям дороги нависли сверху огромной мрачной массой. Поверьте: знать, что дорога под тобой может провалиться в любой момент или что на крышу машины может упасть огромное дерево или валун, прорвавший сетку, — это ужасно. Но еще ужаснее было видеть, как люди бредут вдоль ревущего потока, смывшего их поля, и всматриваются в эту мутно-желтую воду в надежде найти свой скот, домашнюю живность.

80 километров мы ползли по ней почти 3 часа. Я горько пожалела, что не запаслась памперсами. Они мне сильно пригодились бы, когда надо было объезжать провалы в дороге по самому краю кромки, вплотную к обрыву. Зрелище не для слабонервных…

Загадочная ”виниетка”

Но на этом неприятности не закончились. Нас ждал новый ”подарок” — в виде румыского погранца, жирную красную рожу которого я запомнила навсегда.

Мы остановились на границе для проверки документов. Цепкий глаз пограничника вычислил нас по госномеру. Сначала проверка паспортов. Затем молодая носатая тетя в форме, сидевшая в пограничной будочке, взлянув на нашу машину, коротко молвила: ”Виниетка…” и протянула руку из своего окошечка. Что означает сие волшебное слово, мы не знали, поэтому перешли на английский. Тетя английский не понимала, а мы, увы, ни бельмеса не смыслили в румынском, чем вызвали ее страшное раздражение.

Нас перекинули на ”дядю”, который, услышав, что мы что-то спросили друг у друга на русском, живо перешел на наш родной язык и, тыча жирным пальцем в экран монитора компьютера, стоявшего в пограничной будочке, спросил, есть ли у нас виниетка? Поскольку мы так ничего и не поняли, ”дядя”, насколько ему позволял разговорный запас в русском, объяснил, что виниетка — это разрешение на проезд по дорогам Румынии. Но не пояснил, правда, где мы можем купить эту виниетку.

И что делать, поинтересовались мы? ”Дядя”, выгнав одного из нас из будки, накрыл своей лапищей наши паспорта и безапелляционно заявил: ”Возвращайтесь на границу с Венгрией, откуда вы начали путь по Румынии, и там купите виниетку”. Но ведь это нереально: возвращаться назад почти 1000 километров ради бумажки! Как еще можно решить данную проблему? Погранец, сделав суровое озабоченное лицо, сказал: ”Тогда штраф — 120 евро”. На вопрос, можно ли заплатить кредитной картой и получить квитанцию об оплате, ”дядя” резко махнул рукой и, перейдя на шепот, произнес: ”Давай 80 евро и быстро уезжай отсюда!”
Румыния, как и Болгария со Словакией, не входят в Шенген. Причина — высокий уровень коррупции. Что ж, охотно верю в это. Зато поражают трех-четырехэтажные особняки с башенками и мраморными лестницами, более похожих на дворцы. Эти роскошные даже по европейским меркам особняки принадлежат цыганам.

Для незнающих, которые отправляются в путешествие по дорогам Европы, скажу, что в Болгарии также установлена такса за проезд по дорогам. Цена ее колеблется в зависимости от длительности пребывания в стране. Купить ”виниетку” можно через интернет или на любой заправке в стране, в которую вы прибыли. На большой заправке — по банковской карточке, на мелкой — только за наличные, и тогда сумма округляется в пользу продавца. Перед тем, как отправиться в путешествие, узнайте: где надо платить за проезд по дорогам, а где можно прокатиться бесплатно.

Пару слов о хлебе насущном

К слову, ночевали мы в Румынии во вполне приличном отеле. Правда, платить надо было наличными. Будьте готовы к тому, что персонал отеля не владеет английским, так что запаситесь парой фраз на румынском. Завтрак не входил в цену, но рядом оказалась хорошая заправочная станция со страндартным набором: отличный кофе и вкусная выпечка.
Что касается продуктовых магазинов, то в Румынии можно покупать в маркетах булку, молоко, печенье и прочее. Но только не колбасные изделия. Мы спросили у продавца, немного владеющего английским, что бы он порекомендовал нам из колбас, красующихся на витрине. Он с радостью показал нам то, что покупает себе. Взяли два вида колбасы, по более высокой по сравнению с другими колбасами, цене. Но! Вероятно, мы избалованы эстонскими колбасными изделиями, если не смогли съесть купленное и даже не рискнули отдать эти ”деликатесы” собакам — вдруг отравятся.

Венгрия удивила нас отличными дорогами и богатыми частными домами. Ее мы миновали без приключений, если не считать того, что нас случайно — и по нашей вине — чуть не растерли между собой две груженые фуры.

Болгария. В ней мы уже бывали, прибывая в эту благословенную страну самолетом. Сервис в отелях, мягко говоря, ненавязчивый. Ну а если быть до конца откровенным, то сервис на довольно низком уровне, исключение составляют только известные курорты. Зато национальные блюда, фрукты и овощи — на самом высоком уровне. Пальчики оближешь! Такого количества брынзы мы не видели нигде в Европе. И какой брынзы! И жирной, и обезжиренной. И белой, и желтоватой. И соленой, и почти пресной. И мягкой по консистенции, и твердой. И все это — по баснословно низким ценам.

И ракия — местная водка из винограда или сливы — качественная. Виноградная лучше, мягче. А еще знакомый с советских времен бренди pliska. Покупайте без опасения в любых магазинах. На контрафакт не нарветесь, потому что болгары гордятся своей плиской.
В Болгарию едут те, кто хочет насладиться теплым Черным морем, золотистыми пляжами, свежайшими морепродуктами. Номера в отелях у самого моря можно совершенно спокойно заказать по интернету. Проблема в другом: как туда добраться? В Варну, например, прямые чартерные рейсы из Таллинна есть только летом, билеты купить сложно. Лететь транзитом через Стамбул тяжело и гораздо дороже, чем чартером. К тому же, не каждому по душе прохлаждаться по шесть часов между рейсами в аэропорту Стамбула.

Если попали в аварию

Один случай в Болгарии мог закончиться для нас плачевно. Правила дорожного движения в этой стране не в почете. Вероятно, по причине небольших штрафов. Машины несутся как на пожар, обгоны совершаются и справа, и слева. Городские дороги — не исключение.

В тот день мы, не превышая разрешенную скорость, ехали в пределах городской черты. Многоэтажки остались позади. Чтобы не пропустить нужный нам поворот, перестроились в левый ряд. Мимо нас, обгоняя справа, пронесся большой ”Мерседес”. И тут же, почти одновременно с ним, слева на скорости не менее 100 километров выскочила темно-зеленая машина, которую подрезал ”Мерседес”. Водитель темно-зеленого авто, нажав на тормоза, сделал попытку уйти от столкновения, пошел юзом и врезался в каменную кладку стены, опоясывающей подошву гор по всей длине дороги.

Машину развернуло и бросило на нас, чудом не случилось лобового столкновения, разбитый автомобиль занесло вбок, и он встал поперек трассы, как вкопанный. ”Мерседес” проехал еще сотню метров и затормозил на обчине. На наших глазах передняя дверь разбившегося автомобиля открылась, и оттуда с криком боли вывалился парень. Мы бросились к пострадавшим, чтобы узнать: все ли живы, не нужна ли помощь? И тут кричавший от боли долговязый парень неожиданно встал на ноги, повернулся к нашей машине и, увидев ”чужой” госномер, заорал благим матом: ”Евро давай, дЭньги давай!”. С другой стороны к нам уже подскочили виновники аварии из ”Мерседеса” и, провоцируя драку, начали вопить, обвиняя нас в нарушении скоростного режима.

Нестандартность ситуации и понимание того, что сейчас нас сделают козлами отпущения, взяли верх над правилами приличия. Я сорвалась. Никогда раньше не предполагала, что у меня такой богатый запас ненормативной лексики. Удивительно, но все они — и парень из разбитой машины с двумя приятелями, и высоченного роста болгарин из ”Мерседеса” — сразу все поняли.

Они записали наш номер и стали ненавязчиво втолковывать, что сами уладят все проблемы, а мы можем ехать. Я поняла, что местные автогонщики сумеют договориться меж собой, перевалив свою вину на нас. Почти час они тянули с вызовом полиции, мотивируя тем, что в аварии никто не погиб. Но мы дождались приезда ”скорой”, забравшей одного парня из разбитого авто, а потом — прибытия стражей порядка, взявших с нас показания.

Мой совет всем, кто попал в аварию в чужой стране: не уезжайте с места происшествия, если не хотите получить потом ”письмо счастья” из полиции. И солидный счет на восстановление машины и лечение пострадавших.

Поделиться
Комментарии