”Это постоянно чужие люди в подъезде, неприятные запахи, невозможность припарковаться, потому что все заставлено машинами клиентов, — перечисляет Людмила. — А так как у нас квартиры рядом, то я постоянно сталкивалась с тем, что все это происходило прямо возле моей двери!” Как быть, если ваши соседи решили подзаработать, устроив на дому отель или же готовя еду в промышленных масштабах? И как можно повлиять на них, если чужой бизнес причиняет вам неудобства?

Три года назад соседка Людмилы решила из квартиры сделать салон красоты. Людмила пыталась решить проблему сначала по-хорошему — говорила с соседкой, поднимала этот вопрос на общем собрании. Но хозяйка салона красоты была настроена решительно и отказываться от бизнеса только потому, что люди рядом страдают, не собиралась.
Тогда Людмила пошла по юристам.

”Многие, узнав о сути проблемы, отказывались браться за это дело — мол, слишком бесперспективное, — говорит она. — И только Эрика Шоллер взялась и помогла”.

Долгие суды

Сначала Людмила с юристом сходили вместе на собрание, и юрист там объясняла, что для того, чтобы на дому работал салон красоты, нужно решение всех собственников квартир в этом доме.

”Владельцы салона, получив жалобу со стороны нашей клиентки, пошли по дому и стали собирать подписи для того, чтобы им разрешили вести коммерческую деятельность в квартире жилого дома, — рассказывает Эрика Шоллер. — Соседнему подъезду и дела не было до того, что у кого-то пахнет химией, в подъезде бывают посторонние и что стоимость одной, отдельно взятой квартиры, упала. Поэтому один подъезд полностью дал согласие на то, что в квартире может вестись коммерческая деятельность”.

Но в подъезде, в котором находился салон, тоже нашлись противники того, чтобы коммерческая деятельность велась в жилом помещении.
”И тут начинается самое интересное, — подчеркивает юрист. — Если вы хотите вести бизнес на дому, то нужно жилое помещение сделать бизнес-помещением. Для этого нужно внести изменения в Крепостную книгу. Но закон гласит, что хозяйственное назначение вещи может быть существенно изменено только по соглашению всех участников долевой собственности”.
То есть, если соседи устраивают на дому салон красоты, то для того, чтобы было все по закону, нужно согласие всех (!) собственников квартир в этом доме.

Но при этом есть также и постановление министра социальных дел номер 86 от 20.12.2000 года (”Требования по правилам безопасности здоровья по оказанию услуг в сфере услуг красоты”), которое гласит: предприятие имеет право оказывать услуги в отдельном здании, в зданиях общего пользования или помещении.

Услуги можно оказывать, если вход в помещения для оказания услуг (рабочее помещение) находится отдельно от общего входа в дом. Общий вход разрешен с письменного разрешения всех собственников или с письменного согласия общего собрания.

То есть фактически это постановление разрешает все же вести бизнес на дому, если есть отдельный вход или решение общего собрания, которое разрешает пользоваться общим входом.

Владельцы салона провели два общих собрания квартирного товарищества, и на одном из них им дали разрешение на проведение коммерческой деятельности в квартире, а на втором разрешили использовать общий вход в подъезд для оказания услуг.

Больше двух не собираться

Тогда Людмила обратилась в суд и оспорила эти два собрания. Судебные споры в судах разной инстанции длились почти два года. Основное разногласие вызвали разночтения в законе, по которым для использования общего входа с целью оказания услуг необходимо получить согласие всех членов квартирного товарищества или разрешение со стороны общего собрания КТ.

”И мы в суде годами объясняли, что согласие всех собственников и решение общего собрания — далеко не равнозначные вещи. На общем собрании могут присутствовать меньше половины собственников, а на повторном собрании должно быть как минимум два члена квартирного товарищества. Общее собрание не имеет права принимать решения простым большинством голосов по вопросам, для решения которых необходимо согласие всех собственников жилья”, — подчеркивает Эрика Шоллер.

Но самое сложное было для Людмилы — доказать, что там деятельность все же ведется.
”То есть хозяйка салона на голубом глазу утверждала, что никакого бизнеса там у нее нет, просто зашла подружка покрасить волосы или сделать маникюр, и денег она с нее за это не берет, — описывала доводы второй стороны возмущенная дама. — Меня, понятное дело, в квартиру не пускают. Я вызвала в итоге полицию, но они лишь сходили туда и потом зашли ко мне и сказали, что да, в квартире стоит парикмахерское кресло и есть принадлежности для маникюра, но это не запрещено. И в квартире всего два человека, так что вполне может быть, что это хозяйка пригласила гостью”.

И тут Людмилу случайно выручили социальные сети. В Фейсбуке она нашла страничку этого салона красоты, где был телефон, по которому можно записаться, адрес, прейскурант и прочее. И именно это и послужило основным доказательством, что деятельность там все же ведется, а не ”подружки зашли”.

В итоге Людмила все суды выиграла. И все судебные издержки ей вернули. Но три года жизни в состоянии войны, кучу нервов и денег ей, увы, уже никто не вернет.

Отель на дому

К сожалению, Людмила — не единственная, кто оказался в такой ситуации. В одном из ласнамяэских домов предприимчивый делец купил несколько квартир и устроил там… отель. В многоэтажке.

”Он сдает квартиры посуточно или на несколько дней, — рассказывает жительница этого дома, Елена. — У нас один лифт, в подъезде постоянно ходят какие-то непонятные личности, а в доме — маленькие дети”.

По ее словам, они несколько раз обращались к правлению с требованием прекратить незаконную бизнес-деятельность на дому, но безрезультатно.

”В таких случаях нужно обращаться в суд, — советует Эрика Шоллер. — Подавать иск против владельца квартир с требованием прекратить незаконную бизнес-деятельность на дому”.
В данном случае речь идет о новостройке, но подобный бизнес ведется и во многих панельках. В погоне за длинным рублем хозяева квартир нередко перестраивают их и делают перепланировку. И не всегда — согласованно с другими владельцами квартир и по проекту.

”В таком случае можно сначала отправить запрос в Таллиннский департамент городского планирования, были ли там проведены согласованные перепланировки и есть ли проект, — советует Эрика Шоллер. — И если не было, а квартира переделана, то сразу же обращаться в суд с требованием прекратить незаконную бизнес-деятельность и восстановить все так как было”.

Нередко люди сдают свои квартиры посуточно через различные порталы — airbnb, например, или другие. И соседи тоже зачастую против: неприятно, когда в подъезде снуют непонятные люди и темные личности. И постоянно устраивают в квартирах пирушки. Такую деятельность можно запретить, например, решением общего собрания.

Спрос рождает предложение

И отдельный разговор — про тех, кто занимается изготовлением еды на дому. Будь то тортики, которые потом реализуют через объявления в интернете, суши или что-то другое. Мы сейчас не будем говорить о том, как рискуют те, кто заказывает такую продукцию — ведь неизвестно, как это делалось, в каких условиях, и какими руками. Затронем только аспект вреда такой деятельности для соседей.

”Есть один магазин, где готовят суши прямо при входе, — рассказывает житель Таллинна, Андрей. — Так там такая вонь от этого вареного риса, что я стараюсь через этот вход вообще не ходить”.

При этом это — магазин, там постоянный приток воздуха и мощная система вентиляции. А, представьте, если это будут делать ваши соседи?

”И для салонов красоты, и для тех, кто делает суши на дому, нужна более мощная система вентиляции, — говорит Эрика Шоллер. — Зачастую ее не ставят. Или, если ставят, то врезаются в общую систему дома. И нередко опять-таки без проекта. А техническая документация дома должна соответствовать нормам и требованиям, Поэтому в таких случаях нужно, чтобы правление сначала вынесло предупреждение, чтобы незаконную деятельность на дому прекратили, если страдают соседи. И если результатов — никаких, то можно обращаться в суд”.

Поделиться
Комментарии