Мы все когда-то были детьми, учились в школе, гуляли во дворе и были свидетелями разнообразных издевательств. Всегда травили тех, кто по каким-либо причинам отличался от остальных. Он мог быть слабее — не мог ответить обидчику, беднее — донашивал одежду сестры или брата, богаче — был жаднее, умнее — не давал списывать, глупее… Список можно продолжить, потому что причина всегда найдется. Вплоть до того, что просто придумают обидную кличку, отталкиваясь от фамилии.

”У нас в классе в какой-то момент парни вообще перестали называть друг друга по именам, — вспоминает Егор. — У всех были клички, образованные от фамилии. Скажем, Иванов — Иваныч, Петров — Петрович. Но это ерунда. Вот одноклассника по фамилии Попов прозвали Жопыч. Он жутко обижался, а мы веселились. Только сейчас понимаю, какими мы были кретинами”.

Не богат? — Виноват!

”Это случилось в прошлом учебном году, когда мой младший сын Артем учился в четвертом классе обычной городской школы, — рассказывает мать троих детей. — Мы не миллионеры, но живем нормально. Все, в чем может нуждаться ребенок, наши дети получают, и даже больше”.

Мама Артема стала замечать, что после уроков ребенок стал очень обозленным, пропал интерес к школе, он не хотел ходить туда, приходилось его жестче контролировать. На вопрос, что случилось, Артем всегда отвечал просто: мол, устал, мне там не нравится.

”На выходных ребенок оживал, но с понедельника начиналось все сначала, — продолжает мама. — Я сходила в школу, встретилась с классным руководителем, но та заверила меня в том, что все пройдет. Тогда я решила серьезно поговорить с сыном. После долгих разговоров и слез был получен ответ. Оказывается, в классе учатся дети из богатых семей, которым родители позволяют носить в школу дорогие мобильные телефоны, украшения, планшеты и другие новомодные штучки. У наших детей тоже есть планшет, но я не разрешаю Артему брать его в школу”.

По ее словам, телефон у ее сына тоже далеко не самый старый, ему около двух лет. Да, достался он ему от старшей сестры, но намеков на то, что ранее телефон был подарен девочке, нет.

”В телефоне есть все самые необходимые функции, чтобы я могла связаться с ребенком, а также увеселительные: камера, игры, музыка”, — говорит мама Артема.

Однако ребята дразнили Артема, потому что у всех уже телефоны поменялись, а он ходил со старым. Еще все хвастались наличными деньгами, а у него были с собой не такие суммы, как у одноклассников.

Тогда мама снова связалась с учительницей, но понимания не нашла. ”Она сказала лишь, что это наши проблемы, если мы не разрешаем ребенку носить какие-то вещи в школу”, — возмущается мама.

В итоге вопрос решился довольно просто. Спасением стал конец учебного года, и мальчик сам попросил перевести его в другую школу.

Подростковый рэкет

”Это тяжелая история для меня и всей нашей семьи, — начинает свой рассказ другая женщина. — Мой сын несколько лет назад, будучи 16-летним девятиклассником, стал жертвой банды вымогателей. Главарем оказался его ровесник, парень из соседнего дома, из богатой семьи. Мальчик у меня не из робкого десятка — занимался боксом, физически крепкий, но был невероятно запуган”.

По словам матери, ее сыну грожали физической расправой, вплоть до сексуального насилия. Впоследствие уже с полицией выяснили, что там были и такие угрозы, как ”и тебя, и твою мать по кругу пустим”, ”квартиру взорвем” и так далее. Но подросток молчал и отдавал деньги. Его били, если не приносил вовремя.

”Суммы были грандиозные, он влез в долги и в итоге вдобавок ко всему ему ”включили счетчик” те, у кого он брал в долг, чтоб отдать вымогателям, — продолжает мама пострадавшего. — Сын стал курить, пить и прогуливать школу, говорил, что надо уезжать, потом и вовсе исчез из дома, даже объявляли в розыск”.

В итоге вместе с полицией удалось найти зацепку, вышли на банду, которая, как оказалось, уже была известна стражам порядка.

”Я виню себя, что пропустила момент в жизни своего ребенка, который привел к тому, что он побоялся рассказать мне правду и так запустил ситуацию. В полиции мне сказали, что такое происходит довольно часто. Мой совет родителям: смотрите в оба”, — заключает женщина.

Станьте ребенку другом

Как не попасть в подобные ситуации? Как вовремя заметить, что с вашим ребенком или внуком происходит что-то не то? На самом деле совет довольно банален, но почему-то мы слышим сотни историй, которых могло бы не быть, если бы родители этому совету следовали.

Ребенку надо объяснять, что вы взрослее и знаете намного больше. Обязательно нужно сохранять доверительные отношения. Не факт, что ребенок вас сразу услышит и поймет, все любят учиться на своих ошибках. Но предупредить и объяснить лишний раз, что такое хорошо, а что такое плохо, все равно стоит.

”Пока ситуация не критичная, мы обычно не спешим что-то рассказывать. Если с родителями установились доверительные отношения, то они узнают о жизни детей в значительном объеме и это происходит как-то само собой, без специального ”давай поговорим об этом!”, — комментирует психолог Елена Маслова. — Хорошо, если ребенок понимает, что маме и папе можно рассказать о своих проблемах”.

По ее словам, тут важно вспомнить совсем маленького ребенка. Ведь история отношений с родителями начинается с рождения. На протяжении всего пути взросления родители решали за ребенка или вместе с ним различные его проблемы? Или не решали, говоря ”не мешай с этими глупостями”? Зачастую причина кроется в нас самих, потому что мы год за годом говорим своему ребенку: ”Не ябедничай!”

”И в результате мы сами своими собственными руками своему собственному ребенку закрываем рот, — продолжает Елена Маслова. — Выход я вижу такой: нужно с первых лет жизни ребенка внимательно выслушивать его. Безоценочно, а затем дать понять, что вы поможете решить, как быть дальше в сложившейся ситуации”.

В описанной выше истории учительница от решения проблемы устранилась, хотя вообще-то будет полезно поговорить лишний раз с классным руководителем, узнать, что творится среди учеников. Ведь ребенок сам может и не рассказать, что над ним кто-то издевается. Его же могли припугнуть, или он просто не хочет, чтобы его потом называли трусом и болтуном, если родители придут разбираться в школу.

”Взрослые не имеют права игнорировать агрессивное поведение одних учеников по отношению к другим, но реагировать на это они должны грамотно, — считает психолог. — Сложность, как я думаю, состоит в том, что одним учителям не все равно, они болеют за своих детей и полностью включены, но есть и другие, которые в силу разных причин игнорируют агрессивное поведение или даже провоцируют его”.

Страшные цифры, но не все так плохо

Ведущий специалист отдела защиты правопорядка Департамента полиции и погранохраны Пилле Луйга приводит ужасающие цифры: каждый четвертый-пятый 11-летний ребенок становится жертвой издевательств!

”Результаты исследования ”Благополучие детей” (Laste heaolu, 2013) показывают, что жертвами издевательств в школе, например, среди 11-летних детей становилось 21,9% девочек и 26,5% мальчиков, то есть мы имеем дело с очень серьезной темой, которой общество обязано заниматься”, — говорит Луйга.

Причем, по ее словам, зарегистрированные в полиции случаи (а регистрируются в основном случаи применения физического насилия, истязания, угрозы, грубое нарушение общественного порядка) — это всего лишь верхушка айсберга, поэтому, опираясь только на данные полиции, нельзя оценить всю глубину проблемы.

Правда, с возрастом ситуация улучшается. Например, среди 15-летних подростков издевательствам подвергают лишь 10% мальчиков и 8% девочек. Но и это немало!

Пилле Луйга также признает, что заниматься проблемой издевательств в школе становится все сложнее и потому, что каналов для школьного насилия теперь больше, чем раньше, — это можно делать, сидя в классе, по телефону или в социальных сетях.

”Таким образом, случай может очень быстро стать достоянием общественности, что, в свою очередь, может причинить жертве еще большие страдания, к тому же создастся впечатление, что издевательства в школе являются для Эстонии усугубляющейся проблемой”, — говорит специалист.

Однако, по ее словам, на самом деле исследование ”Благополучие детей” показывает, что ситуация улучшается: удельная доля детей, ставших жертвами школьного насилия, за последние четыре года уменьшается и среди девочек, и среди мальчиков.

Поделиться
Комментарии