История началась несколько лет назад, когда на стол правлению одного товарищества легло обращение от пяти членов КТ, в котором они возмущались разными нарушениями: почему это председатель платит за квартиру нерегулярно — лишь раз в несколько месяцев. Да и кредит у него слишком большой — с его официальной зарплатой он не может его обслуживать. И что путает личные интересы с общественными, заключает непонятные договоры с разными фирмами и многое другое.

Потом еще одно обращение. И еще.

Председатель подал на составителей писем в суд, а заодно и на некоторых подписавшихся под ним, и потребовал от них опровергнуть все эти заявления публично, а также возместить ему моральный ущерб. Однако суд постановил удовлетворить иск лишь частично.

За моральный ущерб — по 100 евро с каждого

”Если человек поставил под письмом подпись, это не значит, что он — составитель письма, он просто поддерживает мысли и точку зрения составителей письма… И члены правления должны быть готовы к критике членов товарищества в отношении управления и хозяйствования их общей собственностью”, — значится в пояснениях суда.

”Если письмо висело на доске объявлений или другим образом было опубликовано для всех жителей дома и собственников, то неверные данные, опубликованные в нем, следует опровергнуть. Если же письмо было передано из рук в руки членам правления и/или ревизионной комиссии, и оно не было доступно другим членам товарищества, то нельзя говорить о распространении клеветы и публичном унижении чести и достоинства”, — счел судья.

По его мнению, вполне логично, что члены инициативной группы обращаются к правлению и ревизионной комиссии со своими подозрениями, чтобы те проверили целенаправленность трат КТ. И если информация была обнародована лишь в узком кругу людей, которые непосредственно с ней должны быть связаны, чтобы они могли выполнять свои обязанности, возложенные на них законом, то это противоправным не является.

Однако был и ряд утверждений, которые под давлением выписок и прочих документов сами составители письма признали на суде неверными, поэтому эти утверждения суд постановил опровергнуть в том же виде, в каком были распространены и неверные факты. Просьбу наказать инициативную группу материально за нанесение морального ущерба председателю суд не удовлетворил. Да еще и повесил на председателя все издержки.

Разумеется, председатель был таким исходом дела крайне недоволен и обжаловал его во второй инстанции. Таллиннский окружной суд смягчился и немного изменил решение уездного суда — назначил каждому из составителей письма уплатить обиженному председателю по 100 евро.

Однако ключевым обстоятельством тут стало то, что председатель смог доказать, что эти письма — не единичный случай, инициативная группа годами нарушает его покой, марает его честное имя и достоинство, пишет кляузы в полицию и прокуратуру, он из-за этого нервничает, и суд счел, что последствия подобных писем в течение многих лет действительно достойны того, чтобы наказать составителей рублем. Но судебные издержки председателя все равно оказались в итоге больше, чем компенсация за моральный ущерб.

Честь и достоинство за 1000 евро

А вот в другом товариществе составитель письма был один, но раскладывал его по почтовым ящикам, то есть, уже публично сообщал жителям дома о разных фактах. Делалось это накануне выборов в правление, и автор сравнивал характеристики двух кандидатов. В частности, один из выставляющих свою кандидатуру в правление ”неграмотен, пишет с ошибками, во время его хозяйствования дом был в ужасном состоянии”, а второй пришел и навел порядок.

Один из кандидатов крайне обиделся на нелестную характеристику и буквально сразу же, как его выбрали в правление, подал на автора письма в суд. Описал, какую сильную боль причинило ему это послание, прикрепил к делу справки о посещении психолога и кардиолога. Ведь ему приходилось после этого письма общаться с жильцами дома, и каждый раз это причиняло душевные страдания. И потребовал от автора письма компенсации за моральный ущерб.

Однако на суде выяснилось, что психолога председатель посещал до появления письма и совершенно по другому поводу, да и проблемы с сердцем также носили давний характер.

Суд удовлетворил иск частично — потому что автор письма не мог доказать ряд фактов, которые приводились в письме. Мол, нет образования — докажите, пишет с ошибками — докажите, дом был в ужасном состоянии — докажите. Не доказали — проиграли. Суд постановил извиниться перед председателем на общем собрании и вернуть ему половину госпошлины — 31,96 евро.

Председатель не удовольствовался этим решением и пошел дальше — в суд второй инстанции. Однако тот оставил решение без изменений. В итоге оказалось, что председатель, отстаивая свою честь и достоинство, истратил более 1000 евро со счета товарищества, а расходы автора письма составили всего 31,96 евро. Хотя, по сути, председатель отстаивал свои личные честь и достоинство, и платить издержки должен был из своего кармана.

Слово — не воробей

В общем, если к вам приходит инициативная группа и просит поставить подпись под письмом, внимательно прочитайте, под чем подписываетесь. И попросите представителей инициативной группы доказать факты, приведенные в письме, если таковые имеются.

Но если вы сами являетесь автором писем и обращений, четко следите за тем, что вы пишете. Иначе из-за красного словца и непроверенных данных можно понести существенный материальный ущерб, если тот, про кого вы написали, обратится в суд.

Поделиться
Комментарии