Остаток дня бабушка и так и эдак умножала 36 на 62, но 1750 евро, прописанных в договоре, не поддавались никаким законам математики. Зато прекрасно получались 2232 евро. О том, что 482 евро разницы, — это плата за рассрочку, бабушке никто не сообщил.

”Мы позвонили в фирму, нам сказали, что завтра с нами свяжутся, — вспоминает Светлана. — ”Завтракали” мы несколько дней, а срок возврата тем временем истекал: в договоре я нашла пункт, согласно которому у нас было 14 дней на расторжение сделки. Позвонили и ушлой Настеньке, которая то говорила, что мы не имеем права вернуть пылесос, то бросала трубку, то угрожала, что если сделку будем расторгать не через нее, у нас будут неприятности”.

Чем дальше, тем страннее

Когда владельцы пылесоса начали изучать договор внимательнее, выяснились удивительные вещи. Оказывается, 78-летняя женщина работает кладовщицей, ее зарплата 500 евро. Плюс пенсия.

”Наша бабушка действительно работала начальницей склада, зарплата у нее по тем временам была неплохая, только было это больше десяти лет назад! — возмущается Светлана. — Кто проверяет платежеспособность человека? Почему таким пожилым оформляют рассрочку?”

Упаковку от пылесоса милая Настенька забрала с собой, мол, она больше не понадобится. Но подвох был в другом — без упаковки пылесос тоже отказывались брать…

”После бесконечных звонков и проволочек я, по совету юриста, написала им официальное отказное письмо, после чего наконец-то договор продажи аннулировали и пылесос забрали, — вздыхает Светлана. — Деньги вернули. Но я хочу предупредить тех, кто может оказаться на нашем месте”.

Фирма удивлена

Представитель Lux Eesti Кристин Кулль утверждает, что перед заключением договора о рассрочке предприятие проводит проверку клиента. Для этого используются данные из разных источников, на основании которых становится видна платежеспособность покупателя.

”У нас нет возможности проконтролировать, где работает клиент и какая у него зарплата, это он сообщает сам, — говорит Кристин. — Я впервые слышу про описанную историю. Но в любом случае, клиент перед подписанием договора ознакомился с ним и проверил, правильно ли внесены данные. Поэтому обвинение в наш адрес выглядит странным”.

Также она опровергает информацию о том, что изделие без упаковки не принимается: у всех клиентов есть право 14-дневного возврата, а продавец может забрать упаковку с собой, если покупателю она не нужна.

”Удивляет и то, что с покупателем не связались — все контакты есть на договоре, мы всегда связываемся с клиентом, — отметила Кристин Кулль. — Если бы были контакты жалующегося клиента, мы бы проверили записи разговоров — линия поддержки работает круглосуточно, и разговоры записываются”.

Спокойно и решительно

Присяжный адвокат Евгений Твердохлебов из Advokaadibüroo Vindex отмечает, что подобные истории в его практике не редкость. Очень часто люди ведутся на многочасовые уговоры продавцов, особенно страдают пожилые — в силу возраста и доверчивости они являются достаточно серьезной целевой аудиторией.

”Некоторые из продавцов применяют достаточно агрессивные приемы — мало того, что приходят и отнимают ваше время, так в случае отказа в качестве компенсации начинают требовать номера телефонов ваших знакомых или давить на жалость — мол, столько времени на вас потратили, надо купить, — объясняет адвокат. — Тут важно запомнить простую вещь. Вы вольны отказаться без каких-либо объяснений, без выдачи номеров телефонов, без покупки. Это ваше право. Если продавец уходить не хочет, можете спокойно вызывать полицию”.

Ну а теперь к свершившимся фактам. Как быть, если товар уже куплен, но наступил момент озарения, и вы понимаете, что вам эта вещь не нужна.

”При любом дистанционном договоре, это касается телевизионных и интернет-магазинов, телефонной торговли и договоров ”на пороге дома”, то есть таких вот визитов коммивояжеров, у вас есть четко оговоренное законом право — в течение 14 дней с момента покупки отказаться от нее без объяснения причин, — говорит Евгений Твердохлебов. — Этот срок отсчитывается с момента получения вещи и письменного уведомления о том, что у вас есть это право. Это может быть либо письмо, либо смс. Единственное условие — вещь должна быть не использована и в упаковке”.

”В моей практике был случай, когда женщина согласилась купить пылесос, а продавец подлил масла в огонь: упаковочка-то вам не нужна, а давайте-ка ее сожжем в камине. Так дама ее в камин собственными руками и уложила”.

Как отмечает пресс-секретарь Департамента защиты потребителя Ханна Турецки, при таких сделках всегда нужно иметь на плечах голову и учитывать то, что далеко не всегда невероятное предложение таковым окажется.

”Все эти продавцы приходят к вам в дома с единственной целью — что-то продать, поэтому, прежде чем пустить торговца в дом, подумайте, нужно ли оно вам, особенно если у вас нет четкого желания совершить эту покупку, — предупреждает Ханна Турецки. — Кроме того, отмечу, что агрессивные приемы торговли запрещены, как недопустимо какое-либо воздействие на покупателя. И конечно, при заключении таких сделок у вас есть две недели на расторжение договора”.

Как отмечает Турецки, если вы не уверены в необходимости покупки, то упаковку стоит сохранить: при возврате товар должен быть в упаковке и неиспользованным.

Другое дело, когда продавец избавляется от нее на ваших глазах — все-таки ее отсутствие не является веской причиной для отказа принять товар. Поэтому не бойтесь и не пугайтесь — в случае со злополучным пылесосом это является стандартной уловкой продавцов.

Только заберите

На одной из местных торговых интернет-площадок натыкаемся на объявление. Тот же чудо-пылесос, новый, неиспользованный, куплен был за 1900 евро, продают за 1500. Звоним.

”Ох, вы бы знали, в какую ловушку нас заманили, — говорит 72-летняя Эльве. — Покупала пылесос для старшего сына, он аллергик. Сделали предоплату, 500 евро отдали. Хотели подарить на день рождения. А оказалось, что у него уже есть подобный пылесос. Захотели вернуть, но куда там — с нами никто даже говорить не захотел! Продавец сначала угрожал, потом сказали писать в фирму, ответа от них так и не получили, у них вообще это манера не общаться с людьми, в общем, 14 дней прошли, сами виноваты… Сидим с пылесосом, не знаем, как избавиться”.

Статья целиком — в еженедельнике ”МК-Эстония”.

Поделиться
Комментарии