Люди частенько заранее пытаются решить свою ”загробную” судьбу: откладывают деньги на похороны, пытаются приобрести место на кладбище. В общем, делают все, чтобы их не застали врасплох. Тогда как для многих владельцев животных смерть питомца оказывается иногда очень неожиданной. И начинаются метания: куда, когда, как, сколько будет стоить?
”У нас собака умерла достаточно внезапно, — вспоминает Елена. — Она была уже в возрасте, имела букет старческих болячек, но держалась хорошо, мы думали, пару лет точно протянет. А однажды утром любимица пришла с прогулки домой, потеряла сознание, начала задыхаться. Мы срочно вызвали нашего ветеринара, который вел ее много лет, но тот лишь развел руками — сердце, отек легких, это приговор”.

Семья в одночасье лишилась преданного друга, и встал совершенно неожиданный вопрос: как и где хоронить любимицу?

”Врач посоветовал кладбище домашних животных, это на земле частного хутора под Таллинном, — говорит Елена. — Тогда у нас еще не было крематориев.Мы похоронили Дези там. Иногда ездим к ней — проведать, уже пора продлевать договор, кстати — еще на пять лет”.

Вроде есть, а вроде нет

Как ни странно, но официальных, находящихся на балансе государства или муниципалитета кладбищ для домашних животных в стране нет. Есть расположенные на частной земле, причем не так уж и много: в Йыэляхтме, в Пыльтсамаа, в Раквере и под Валга. И это несет определенные проблемы, о которых речь пойдет ниже.

Самое старое и известное — кладбище в Йыэляхтме, первые захоронения здесь появились аж в 1994 году.

”Мы не очень хотим себя рекламировать, — говорит представительница хутора, на территории которого расположено кладбище. — У меня физически нет времени серьезно заниматься этим делом, а захоронений очень много — более 6000”.

Тем не менее, умерших животных здесь время от времени хоронят до сих пор. Отдельная могила для кошки стоит 25 евро, для собаки — 35 евро. 5 евро стоит договор на пять лет, который при необходимости можно продлить. А в самом начале кладбища установлен колумбарий — постамент для урн с прахом. Но их тут совсем немного — большинство владельцев предпочитают традиционные варианты захоронения.

Бродить по этому кладбищу и изучать надгробия можно часами — наверное, не каждый человек удостаивается после своей смерти таких слов, которыми владельцы пытаются увековечить память о своих любимцах. Игрушки, миски с кормом, гранитные плиты с высеченными изображениями усопших хвостатых — это все здесь. И, конечно, кругом цветы.

Но если взглянуть на ситуацию с другой стороны, становится несколько не по себе.

”Кладбища расположены на частной территории, — рассказывает техник-оператор Cremo Center OÜ Максим Сенников. — Пока владелец согласен на такое соседство, все хорошо. А если его планы поменяются? Решит построить на территории дом или сделать пастбище. Ведь на этих кладбищах много не заработаешь. Что тогда? Кладбищ для домашних животных, находящихся в ведении местных самуправлений, у нас нет”.

Да и сложно эти хаотичные могилки назвать серьезным кладбищем — в Латвии с этим обстоит куда солиднее. ”Легальному” кладбищу под Ригой уже более десяти лет, и по выходным там сложно припарковаться — столько людей приезжает проведать своих, ушедших на радугу, питомцев. Кстати, некоторые владельцы изъявили желание быть похороненными рядом со своими четвероногими любимцами.

Кладбища на пустырях

У нас же с этим пока все даже не в зачаточном состоянии, поэтому мелкую живность (а иной раз и не очень) многие предпочитают хоронить на городских пустырях. В прошлом году, например, управа Ласнамяэ распорядилась ликвидировать стихийное кладбище, расположенное на пустыре Прийсле. Решение жестокое, но в городе запрещено совершать захоронения на не предназначенной для этого земле.

Что интересно, на городских кладбищах, предназначенных для людей, животных хоронить нельзя.

”Все-таки городские кладбища предназначены для захоронения людей, — комментирует Яак Таэвас, руководитель предприятия Tallinna kalmistud — И хоронить на них животных не принято. Как и устанавливать урны с прахом домашних любимцев в колумбарии для людей”.

Хотя вряд ли кто-то сможет запретить захоронить в могиле умершей хозяйки прах ее любимца. Уследить за всем невозможно. И если уж со свежих могил не гнушаются воровать живые цветы для последующей перепродажи, то мало кого будет волновать, что там копает арендатор места. То ли цветы растит, то ли хомяка хоронит.

”Тем не менее, места на кладбище или колумбарии мы выделяем только для конкретного захоронения конкретного человека, никаких животных или аренды места заранее не делается”, — заключает Яак Таэвас.

Огненное погребение

Первый не только в Эстонии, но и странах Балтии, крематорий для домашних животных Cremo Center OÜ появился в 2011 году. Спустя несколько лет открылись еще несколько — таллиннский крематорий для животных, крематорий для домашних питомцев — в 90 км от Таллинна. Еще один в Вяйке-Маарья.

”Мы работаем по всей Эстонии, — рассказывает Ийве, представитель крематория Linnutee. — Но чаще всего клиенты из столицы, здесь и животных больше. Летом работы поменьше, но она все равно есть”.

Что любопытно, кажется, это единственный крематорий, где кремируют как людей, так и животных. Но не переживайте сразу — кремационные печи здесь разные, и помещения для кремирования тоже. Никто не пересекается.
”Ни в коем случае человек не окажется рядом с животным, что вы! — искренне возмущается работник крематория. — Это исключено”.

Звоним в столичный крематорий для домашних животных. Да, тут тоже есть возможность забрать умершее животное практически из любой точки страны.
”Если надо, конечно, приедем и за пределы Таллинна, — говорит администратор крематория. — Но к счету тогда добавятся транспортные расходы. Люди нас уже знают, мы предлагаем даже возможность проститься с любимцем перед кремацией — оборудована специальная комната. А потом они возвращаются за прахом”.

От вороненка до породистого козла

Следующий звонок — в крематорий под Маарду. ”А вы приезжайте, все сами и увидите”, — неожиданное приглашение я принимаю сразу, и уже на следующий день приезжаю по нужному адресу, поднимаюсь в офис, где мне рассказывают и показывают практически все.

”Хотите увидеть то, что остается? Ну смотрите. Вот, здесь прах небольшой собачки, — мне показывают обычную стеклянную прозрачную сахарницу с пеплом светло-серого цвета. — Прах составляет примерно 5–7% массы животного. Это совсем немного, поэтому не возникает проблем с его хранением: хотите захороните в саду, хотите — развейте над морем, посадите на нем дерево — многие хозяева выбирают разные возможности”.

Но сначала все-таки огонь. ”Это очень специфическая работа, ведь мы постоянно видим людское горе, — говорит Максим Сенников. — Иногда кажется, что людей так не оплакивают. Когда видишь, как рыдают взрослые мужики… Тяжело это. Но это работа”.

Кремировать можно практически всю домашнюю живность, за исключением разве что лошадей.

”Мы кремировали даже вороненка, — вспоминает Максим. — Пришла пара, принесла птенца. Рыдали оба. Оказалось, он выпал из гнезда в день их первого свидания, они подобрали малыша, выхаживали как могли, но увы. А один раз привезли породистого козла — не поделил что-то с товарищем, забодали насмерть. Для владельцев их животное как ребенок, без разницы, кролик это или козлик — они стараются и похоронить их по-человечески. Это важно”.

Максим вспоминает, как несколько лет назад к ним приехал мужчина. Очень придирчиво изучал печь, как проходит церемония, можно ли проститься — всю подноготную. ”А затем привез свою овчарку, умершую… год назад, — рассказывает представитель Cremo Center. — Он все это время искал для нее подходящий крематорий! Всю Эстонию, Финляндию — а там это дело очень развито. Но везде его не устраивал размер печей и прочие нюансы”.
Еще одна история — как умершего кролика везли 500 км, чтобы кремировать здесь: ”Хозяйка все эти часы провела с нами. Ждала своего друга…”

Чей прах?

Нюансы — это то, чего боятся почти все владельцы животных. Самый частый вопрос в любом крематории: правда вы кремируете нашего питомца, а не выбросите его в контейнер? Правда это будет прах именно нашего попугая, а не сор с улицы?

К сожалению, не все крематории дают возможность проследить процесс от и до, а у населения еще не прижилась традиция кремирования, и многие верят в то, что в таком тонком деле их могут обмануть. Но если не бояться спрашивать, можно найти место, где вы будете со своим питомцем до самых последних секунд. При вас закроют печь и нажмут кнопку.

”Конечно, ни один крематорий не будет показывать, что творится в печи. На старых образцах были смотровые окна, но, поверьте, это не то зрелище, которое нужно людям, — говорит Максим Сенников. — Даже у опытных работников начинались проблемы с психикой. Рабочая температура печи 800 градусов, что там творится — лучше не знать. На современном оборудовании есть технологическое окно, но пользуется этим только персонал. Поверьте, хозяину умершего животного и так стресса хватает. У нас в офисе всегда нашатырь и валериана. Но бог с ней, с печью, важно другое. Важно, чтобы человек увидел, что все по-честному”.

Кремирование — процесс не быстрый. Технологический цикл составляет не менее четырех часов — за это время сгорает все, а пепел потом фильтруется. И иногда находятся любопытные вещи.

”Не сгорают металлические бляшки ошейников, протезы, мы их отдаем, — говорит Максим. — Один раз хозяин, чтобы проверить нас, незаметно спрятал на теле своей собаки монеты. Ну что… После кремирования мы вместе с урной отдали ему и монеты. Все до единой”.

Прах животного — тема тоже деликатная. Нужно решить, хотите ли вы его забрать, если да — где и как будете хранить. Крематории предлагают обширный ассортимент урн — начиная от простых керамических и заканчивая медальонами.

”Кстати, очень популярная вещь эти медальоны-урны, — говорит Максим. — Туда насыпается буквально грамм пепла, и получается памятное украшение. Есть также деревянные урны, каменные — от вкуса зависит”.

В тихой компании

Не у всех есть деньги и возможности на индивидуальное погребение. Кто-то не хочет забирать прах любимца. Для таких также есть возмножности. Кладбища предлагают общие могилы, крематории утилизуют пепел по установленным нормативам.

”Раньше можно было развеивать, но сейчас новые стандартны, надо все утилизовать по правилам, — говорит Максим. — Но логики в этом ноль — владельцу с прахом разрешают делать что угодно: хоть хранить, хоть выбрасывать. А нам — нет”.

В любом случае, такие услуги значительно дешевле, и спрос на них тоже имеется.

А дальше снова жизнь. Без питомца, но с памятью о нем. С возможностью приехать проведать могилу, или же просто погрустить у урны с прахом. (Кстати, во многих странах мира каждое второе воскресенье сентября отмечается День памяти умерших животных.) Или любоваться выросшим на месте захороненного друга деревом — в любом случае, главное, что вы помните. И знаете, что друг не выброшен на помойку, а похоронен почти по-человечески, а то и лучше — вы бы видели, какие эскорты иногда приезжают проводить в последний путь любимого барбоса…

Поделиться
Комментарии