Для начала несколько малоизвестных фактов, позволяющих уточнить наши представления о самих себе.

В Эстонии проживает 1,32 млн человек, но плотность населения реже, чем у нас, только в Финляндии и Швеции. Индекс рождаемости 1,6 держится у нас уже семь лет, и по этому показателю мы находимся в ЕС на высоком 10-м месте. Относительно больше, чем в среднем в ЕС, у нас мужчин и женщин в возрасте 20-29 лет и детей моложе пяти лет. Мужчины впервые женятся у нас в среднем в 31 год, а женщины выходят замуж в 29 лет. Больничных мест в Эстонии, Финляндии и ЕС на 100 тысяч жителей 540-560, но в Германии более 800, а в Швеции менее 300. Раньше положенного бросают учебу в Эстонии и Германии 10,5% молодежи, но в среднем в ЕС 13%, а в Испании даже 25%.

А теперь чуть подробней о некоторых темах.

Экспорт и импорт

На первый взгляд может показаться, что импорт товаров могут позволить себе лишь крупные страны, имеющие развитое производство, но на самом деле это не так. Напротив, импорт товаров существенно превышает экспорт как раз в самых маленьких странах Евросоюза - Мальте, Люксембурге и Кипре.

У нас эта разница меньше (12,3 и 13,6 млрд евро), а с учетом не только товаров, но и услуг (прежде всего туризма – 6 миллионов зарубежных туристов в 2013 году), экспорт даже чуть-чуть (16,2 и 16,1 млрд евро) превышает импорт. Ситуацию проясняет феномен Люксембурга, где соотношение экспорта-импорта товаров в 2012 году было 14,6 и 21,3 млрд евро, а экспорта-импорта услуг – 54,6 и 31,5 млрд евро, т.е. совокупный экспорт превышал импорт на 16,4 млрд евро.

Похоже, Эстония тоже движется в этом направлении, поскольку в третичном (непроизводственном) секторе у нас занято уже 2/3 работающих. Экспорт-импорт товаров в Эстонии составляет 0,3% соответствующих показателей ЕС, но в расчете на душу населения он тоже выше среднего показателя по ЕС. По общему объему экспорта-импорта товаров Эстония превосходит не только Мальту и Кипр, но также соседнюю Латвию. 71% нашего экспорта идет в страны ЕС и 13% в страны СНГ, а ввозится оттуда соответственно 83% и 7% нашего импорта.

Прямые инвестиции

В 1990-х, да и в начале 2000-х годов хорошим тоном считалось отмечать, что с каждым годом в Эстонию поступает все больше иностранных инвестиций. Тема эта как-то незаметно отошла на второй план после вступления страны в Евросоюз, уступив место подсчету того, что нам удается выудить из фондов этой организации.

Между тем по финансовой перспективе на 2014-2020 годы Эстонии выделено 5,9 млрд евро, или около 840 млн евро в год, но примерно на ту же сумму рос ежегодно и объем прямых иностранных инвестиций в нашу экономику, который за 10 лет увеличился вдвое, до 15,5 млрд евро. Пятая часть этих инвестиций идет в финансовый и страховой сектор – можно сколько угодно говорить о засилии шведских банков, но именно устойчивость шведской банковской системы позволила нам легче пережить финансовый кризис 2008-2010 годов.

Есть, конечно, и наши инвестиции за рубежом, но их объем в три раза меньше (4,8 млрд евро в 2013 году), а вот рост за 10 лет был не двухкратным, а пятикратным.

В буклете Департамента статистики можно найти еще одну несостыковку. Мы уже привыкли к мысли, что одна из главных проблем Евросоюза и Эстонии в частности - это проблема энергозависимости. По газу это, может, и так, но в остальном согласно приведенному в буклете графику лишь одна страна ЕС, Дания находится в лучшем положении, чем Эстония. Зависимость Евросоюза в целом от импорта энергоносителей чуть выше 50%, у трех его самых маленьких членов она около 100%, но у нас 17%, а у Дании вообще избыток энергоносителей.

Удвоение за десятилетие

За последнее десятилетие у нас удвоились не только объем прямых иностранных инвестиций или брутто-зарплата, но и урожай зерновых (почти миллион тонн в 2012 году, как в середине 1980-х), что расходится с мифом о гибели нашего сельского хозяйства. Впрочем, в целом ему таких высот, как в годы, когда Эстонию называли «всесоюзным свинарником», уже не взять.

Дойных коров и свиней по сравнению с концом 1980-х годов сейчас в три раза меньше, производство молока в полтора раза ниже, хотя средние удои в два раза выше (4 и 8 тысяч литров в год). По прилавкам магазинов, правда, этого не скажешь, ибо пугавший кое-кого «переход из одного союза в другой» обернулся переходом от общества дефицита к обществу перепроизводства, где совсем другие правила игры и проблемы.

Такие вот выводы напрашиваются после ознакомления с буклетом «Факты и цифры 2014», но каждый читатель может сделать на его основании и собственные выводы – благо 11 июня на сайте Департамента статистики появилась и версия буклета на русском языке.

Поделиться
Комментарии