Решения у данной проблемы, по словам периодически сталкивающихся с Кристи медиков, нет. Не ехать, если поступает вызов с жалобами на здоровье, они не могут. Ведь человеку действительно может быть экстренно нужна помощь.

Отвезти страдающую душевным расстройством Кристи в больницу, занимающуюся психиатрическими заболеваниями, они не могут. Пациент не согласен. Ее мать тоже. А лечение против воли применяется, только если человек опасен для себя или для окружающих.

При этом Кристи тратит государственные деньги. Один вызов скорой помощи стоит 86 евро. Только за этот год на Кристи ушло 8772 евро! Не говоря уже о времени и нервах медиков.

Замкнутый круг

Нередко Кристи вызывает скорую, когда едет в общественном транспорте. И когда на месте выясняется, что экстренная помощь не нужна, Кристи просит отвезти ее домой. С коляской.

В коляске лежит кукла по имени Даниил, которую Кристи воспринимает как своего ребенка. И медикам приходится грузить Кристи и ее коляску с Даниилом в автомобиль и везти домой.

А Кристи фоткается в скорой и потом публикует снимки в разных ракурсах в Фейсбуке.

И если поначалу нездоровая девушка вызывала у медиков сочувствие и желание помочь, то на 101-й раз, когда им пришлось ехать впустую на вызов и из-за этого возникла ситуация, когда они не успели к действительно больному ребенку в критическом состоянии, появилась злость. На Кристи. На систему, из-за которой психически больного человека не могут госпитализировать в такой ситуации и назначить лечение. На маму девушки, которая требует, чтобы все с пониманием относились к Кристи и везли ее каждый раз домой. И если просто оказать помощь и уехать, не выполняя роль такси, мама звонит и кричит на медиков или пишет жалобы руководству.

”Женщина, 21 год, стало плохо в транспорте, с ней грудной ребенок”, — вновь передают из Центра тревоги вызов в скорую. И медики собираются и едут. Надеясь, что это — не Кристи со своей куклой Даниилом. И человеку действительно нужна помощь.

Сложноразрешимая ситуация

Руководитель Таллиннской скорой помощи Рауль Адлас подтверждает, что проблема есть. И есть пациенты, которые вызывают скорую по 50–60 раз в год и даже чаще.

Причин на это несколько. Порой такие вызовы связаны с хроническими болезнями, когда пациенту нужно лекарство, а контакта с врачом нет. Или же у человека — психиатрические проблемы, и он ведет себя неадекватно.

В общей сложности только в этом году злоупотребляли номером 112 и вызывали скорую чаще одного раза в месяц аж 69 человек. И это только в Таллинне. Однако Кристи в этом печальном рейтинге — не рекордсмен.
Лидирует по количеству вызовов пожилая женщина из Мустамяэ, которой 82 года. Пенсионерка вызывала скорую в этом году целых 122 раза. То есть в среднем раз в три дня.

”Болезни этих пациентов таковы, что скорая им помочь не может, — говорит Рауль Адлас. — Как правило, им не хватает ухода. И лечения основного заболевания. Ведь у тех пациентов, которые часто нуждаются в скорой, зачастую различные хронические болезни. В том числе психического характера”.

Но вылечиться пациенты могут только тогда, когда у них есть соответствующее желание и понимание, что с ними не так. И они знают, что им лечить и к какому врачу обращаться.

Рауль Адлас отмечает, что вместе с Департаментом социальных дел и здравоохранения, а также с семейными врачами они пытаются направить все же данных пациентов на нужное им лечение. Но не всегда это удается.

Ведь даже для простого визита к психиатру, не говоря уже о более серьезных мерах типа лечения препаратами, нужно согласие человека. А получить его удается далеко не всегда.

Ведь зачастую такие пациенты совершенно уверены, что они абсолютно здоровы…

Не опоздать бы

В Пыхья-Таллиннской управе прокомментировать ситуацию и возможные методы ее решения не смогли — не позволяет закон.

”МК-Эстония” попробовала поговорить и с Кристи, и с ее мамой, которая представилась ее опекуном. Однако открывшая дверь женщина запретила задавать девушке какие-либо вопросы и была настолько агрессивно настроена, что сама тоже не захотела ни о чем разговаривать, захлопнув дверь.

Это понятно, страдающий душевным расстройством человек — горе в семье. Но и горе и для государства, и для местного самоуправления, которые пытаются решить проблему, но пока безуспешно. И горе для медиков, которые вынуждены страдать от последствий фиксации Кристи на скорой.

Психиатр Андрес Лехтметс говорит, что отправить человека на лечение против воли можно только в случае, если он опасен для себя или для других.

”От опекуна в данном случае ничего не зависит, — подчеркивает он. — Если есть объективные доказательства того, что человек опасен для себя или для окружающих, то решает этот вопрос суд. И решает быстро — в течение 48 часов”.

Однако разбазаривание государственных денег в понимании закона не квалифицируется как опасность для себя или для окружающих. И пока что у этой проблемы решения нет.

Возможно, оно появится все же до того, как кто-то, находящийся в критическом состоянии, умрет. Потому что скорая не успела. Потому что Кристи опять позвонила на номер 112.

Поделиться
Комментарии