В крупнейшей ласнамяэской поликлинике — ”Медикум” — к отдельным врачам-специалистам можно записаться на прием лишь на следующий год, в этом году бесплатных номерков уже не осталось. А некоторые отделения и вообще принимают исключительно за деньги. В итоге те, кто привык ходить к какому-то определенному доктору, поставлены перед выбором: или платить, или искать другого врача. Причем в самом медучреждении прогнозируют еще большее ухудшение ситуации, а винят во всем Больничную кассу и ее новую систему.

Дело в том, что с 2014 года Больничная касса стала проводить конкурсы и заключать новые договоры с врачами-специалистами. В результате ”Медикум” остался без финансирования восстановительного лечения, хирургии, глазного врача, эндокринолога и педиатра.

Проблемы ”Медикума”

Руководитель ”Медикума” Яанус Воол отмечает, что для жителей Ласнамяэ и Пирита (в первую очередь это медучреждение нацелено на них) потребность визитов к врачам-специалистам составляет около 150 тысяч случаев в год. Однако Больничная касса в полной мере обеспечила такое количество визитов в 2008 (!) году.

”При этом мы — единственный интердисциплинарный оздоровительный центр, к созданию которых государство и призывает в своей риторике на тему политики здравоохранения, — подчеркивает Воол. — У нас это работает с 1986 года”.

По мнению главы поликлиники, район Ласнамяэ нельзя сравнивать c другими регионами Эстонии.

”Здесь в радиусе нескольких километров проживает столько человек, имеющих медицинскую страховку, сколько хватило бы на пару уездов! — восклицает Яанус Воол. — Плотность населения здесь несравнима с центром Таллинна или Нымме. Не говоря уже о других частях Харьюмаа”.

Руководитель ”Медикума” сетует, что выбор договорных партнеров, который применяет Больничная касса с прошлого года, не учитывает эти региональные особенности. В итоге, по его мнению, деньги, предназначенные на лечение жителей Ласнамяэ, распределили по всему Харьюскому уезду. И если теперь в ”Медикуме” к офтальмологу больше бесплатно не попасть, то приходится искать такого же врача-специалиста в каком-то другом медучреждении Харьюмаа.

”Зачем было рушить уже хорошо действующую систему и заставлять пациента бегать по уезду?” — недоумевает Воол.

Система госзаказов

Специалист по коммуникации Больничной кассы Керту Ээнсаар с критикой не соглашается. Она ссылается на закон, который призван гарантировать всем застрахованным жителям Эстонии равную доступность качественной врачебной помощи.

”Для покупки услуг мы заключаем договоры с больницами и другими медучреждениями, при этом программа развития больничной сети, установленная правительством, обязывает нас заключать договоры с указанными в программе больницами”, — отмечает Ээнсаар.

По ее словам, всему предшествует анализ: как часто пациенты пользовались услугами раньше, какие были очереди и т. д. Только после этого принимается решение о заключении договора на следующий период.

”Если какая-то больница не может гарантировать оказание услуг для жителей всего региона, то тогда у нас есть возможность объявить так называемый конкурс на выбор дополнительных партнеров. Требования в части качества и доступности услуг здравоохранения для всех одинаковые”, — отмечает специалист Больничной кассы.

Она говорит, что процесс выбора договорных партнеров очень схож с государственными заказами, то есть вплоть до подведения итогов невозможно сказать, получит ли медучреждение желаемый договор, и если да, то в каком объеме будет осуществляться финансирование.

Судя по ответу из Больничной кассы, получается, что неожиданностью такая ситуация, как складывается в ”Медикуме”, быть не должна.

”В соглашении между Больничной кассой и учреждением здравоохранения указана дата окончания договора, и еще при подписании документа наш договорный партнер проинформирован о том, что договор может быть не продлен на следующий период или продлен, но не в прежнем объеме”, — поясняет Керту Ээнсаар.

Так что, подытоживает специалист, конкуренция довольно жесткая, но это, по ее мнению, лишь улучшает качество, а выигрывает в конечном итоге пациент.

Врачей ждут сокращения

Впрочем, глава ”Медикума” Яанус Воол выигрыша пациентов не видит. В доказательство он приводит цифры: ”По состоянию на август у нас в очереди стояли 11 000 пациентов, ожидающих приема больше шести недель. Если государство ничего не предпримет, то положение будет ухудшаться с каждой неделей! Пациенты вынуждены ждать все дольше, хронические болезни усугубляются, возникает больше осложнений от позднего лечения”.

Не имея другого выхода, ”Медикум” предложил платные приемы к тем специалистам, услуги которых Больничная касса не оплачивает. Но, говорит Яанус Воол, понятно, что желающих ходить к врачу за деньги не так много, потому что многие попросту не могут себе этого позволить.

Руководитель медучреждения видит тут и другую проблему — социальную: являясь крупным работодателем, он несет ответственность за финансовое благополучие сотен людей.

”В прошлом году мы были вынуждены сократить 10 медиков. Если все будет продолжаться так же, то мы должны быть готовы потерять еще 30–40 рабочих мест”, — признает глава ”Медикума”.

Всё для людей?

Итак, что имеет пациент? Новая система, рапорты чиновников о том, что все делается для людей, и… все те же очереди к врачам-специалистам. Мы поинтересовались в Больничной кассе, как же на самом деле осуществляется контроль за тем, кто выполняет условия договоров лучше или хуже, и могут ли в случае проблем расторгнуть договор с некоей больницей или конкретным врачом.

По словам специалиста по коммуникациям Керту Ээнсаар, контроль ведут неусыпный.

”Мы выясняем причины длинных очередей, выборочно проверяем медицинские карты, проводим клинические аудиты”, — перечисляет она.

То есть, если что-то не так, то могут и объем договора сократить, и штрафом наказать, но на деле, как признает Ээнсаар, обычно ограничиваются тем, что указывают на недостатки и выносят предупреждение, ”исходя из принципов взаимного доброжелательного партнерства”.

Ранее в прессе директор харьюского отделения Больничной кассы Адо Вийк не исключал, что в будущем система может измениться. На август было намечено заседание совета организации, где могли поднять и этот вопрос. По крайней мере, в частных клиниках надеялись, что финансирование врачей-специалистов вновь встанет на повестку дня. Однако этого не случилось.

”У нас прошло очередное заседание бюджетной комиссии Больничной кассы. Это часть дежурной работы, ничего особенного оттуда вынести нельзя”, — прокомментировала Керту Ээнсаар.

Так что главным достижением в борьбе с очередями можно назвать лишь то, что роль семейного врача увеличилась — все чаще вместо специалиста советы дает ваш привычный доктор. В Больничной кассе довольны, там говорят, что это позволило уменьшить число людей, которые обращаются за помощью к врачам-специалистам.

Знайте свои права!

Иногда медучреждения вообще не дают пациентам возможности записаться на прием, говоря, например, что на ближайшие два месяца номерков нет, а дальше пока не выдают. Но это не совсем законно.

Согласно действующим сегодня правилам, к врачам по направлению больницы должны обеспечить возможность занять очередь на четыре месяца вперед, а к остальным врачам, к которым не нужно направление (дерматолог, глазной, гинеколог, психиатр), — минимум на три месяца вперед.

Поэтому, как объясняют в Больничной кассе, если вам в медучреждении говорят, что график работы врачей есть только на два месяца вперед, а что будет дальше — неизвестно, не верьте и требуйте свой номерок, так как в противном случае больница пойдет на нарушение закона, за что может быть оштрафована.

Наша справка

Больничная касса заключает договоры с оказывающими услуги здравоохранения учреждениями в сфере помощи врача-специалиста, помощи по уходу, общей врачебной помощи и лечения зубов. На данный момент заключено договоров:
- врачи-специалисты — 19 больниц из программы развития больничной сети и 121 партнер по выбору;
- помощь по уходу — 18 больниц из программы развития и 48 партнеров по выбору;
- общая врачебная помощь — 800 семейных врачей;
- лечение зубов — 19 больниц из программы развития и 360 партнеров по выбору.

Поделиться
Комментарии