Марина и сама в холодное время года расхаживает не в пуховике, не в пальто и даже не в дубленке. Шикарный каракулевый полушубок шоколадного оттенка — вот что украшает фигуру 70-летней модистки.

– Я сама его сшила! — гордится своим мастерством Марина. — Каракуль вообще любим многими, причем не только из-за красоты, а по практическим соображениям. Шубу из каракуля можно носить лет 20, а то и 30. Она практически ”не убивается”, в том смысле, что легко поддается реставрации. К нам до сих пор приходят дамы в каракулевых шубах, сшитых в 70-е, и просят их отреставрировать. После реставрации никто и не поймет, что шуба была переделана, она вновь выглядит почти как новая!

А вот мечта всех модниц — голубая норковая шубка — способностью к быстрому восстановлению, по словам Марины, не обладает. Нет, ее тоже можно отреставрировать, но, по словам нашей собеседницы, все окружающие будут видеть, что перед ними ”шубка, получившая апгрейд”. Царица мехов норка через три-четыре года служения людям в виде шубы начинает менять цвет и становится малопривлекательной.

Чернобурая лисица — тоже предатель еще тот. Через четыре года ее мех приобретает желтоватый или сероватый окрас.

Удачным приобретением может стать кроличий полушубок, но только в том случае, если он сшит из качественных шкурок, коих в Эстонии не так уж много. Тогда его можно смело относить пять лет, не заботясь о том, что мех вдруг изменит свой цвет.

– У меня когда-то тоже был кроличий полушубок, я так им гордилась! — вспоминает Марина. — Сама сшила! Я его носила 10 лет, потом сделала из него жилетку и отдала подруге. И она успела поносить вещь несколько лет, прежде чем мех начал редеть. Сейчас ”кролика” так долго уже не носят. А вот в советское время зверьков очень хорошо кормили. Поэтому и мех у них был другой, не такой, как сейчас.

От ”москвички” до ”американки”

О мехах Марина может говорить долго, много и со вкусом. Начинала она работу как технолог, а не скорняк, но в 1966 году решила сменить вид деятельности и стать модисткой. К слову: в традиционном понимании модистка — это мастерица по пошиву женского платья и белья. Однако дам, которые занимаются изготовлением женских шляп, тоже называют модистками.

– Мне очень нравилось придумывать новые модели шляп и шапок, — говорит наша собеседница. — Мало кто знает, как это трудно — создать новую модель головного убора! И не только создать, но и придумать ему оригинальное ”говорящее” имя. Вот вы знаете, как выглядит шапка под названием ”Гоголь”, ”украинка”, ”москвичка”? Нет? А между тем это очень популярные модели. Например, модель ”москвичка” предназначена исключительно для мужчин. Сейчас я расскажу историю создания этой шапки, и вы сразу поймете, как она выглядит.

И рассказывает: возможно, в вашей памяти сохранился облик советских партработников? Помните, в каких шапках они ходили? Вот эти папахи с отворотами и называются ”москвичками”. А есть и такие названия шапок, что вообще трудно понять, откуда они взялись. Например, раньше в моде была шапка ”пыжик”. Это мужская ушанка, которая сшита из шкуры только что родившегося сибирского олененка.

– Каждый, кто создает головной убор, сам придумывает ему название, — продолжает Марина. — И тут уж фантазия безгранична! Возможно, ваши читательницы помнят американский сериал ”Династия”. Там была героиня по имени Алексис — очень богатая, красивая дама, которая носила исключительно роскошные вещи. В ее богатом гардеробе была меховая шапка очень интересного фасона. Я ее рассмотрела как следует, добавила кое-что свое и сшила. Модель назвала ”Алексис”. Очень ею гордилась, так как у покупательниц она пользовалась огромным спросом. А потом я как-то зашла в конкурирующий меховой салон и увидела там точно такую же шапку с точно таким же названием. Конкуренты купили у нас шапку, разрезали, посмотрели лекала и сшили точно такую же. Было до слез обидно, что мое творение так бессовестно украли!

Новая шапка — в честь актрисы

Впрочем, не только шапки, увиденные в фильмах, кочуют в реальную жизнь. Иногда движение шапок происходит совсем в другую сторону. Так, ателье Марины не раз шило головные уборы для актеров, которые играли свои роли на Рижской киностудии. И правильно созданная вещь помогала им создать точный образ.

А теперь, внимание! Все наверняка помнят рыжую шапку, в которой ходила Барбара Брыльска в роли Нади из фильма ”Ирония судьбы”. Так вот, эту знаменитую лисью шапку шили в Латвии. Эта модель популярна и сегодня, поэтому до сих пор имеется в продаже. Фасон так и называется — ”Барбара”.

– Я до сих пор, когда смотрю какой-то фильм, прежде всего обращаю внимание на головные уборы актеров и на их шубы, — признается наша собеседница. — Иногда беру что-то на вооружение и начинаю шить. Впрочем, иногда и у меня бывают провалы, когда вещи, фасон которых я подглядела в фильме и затем довела до единого образа и сшила, не пользуются у народа успехом. Есть в нашем магазинчике одна шапка, которая даже на прилавке не лежит. Мы много лет пытались ее продать, но никто ею не заинтересовался. Тогда мы сняли ее с продажи, но оставили в магазине как напоминание о том, что такие вещи шить нельзя!

Интересный нюанс. В мастерской, которой заведует Марина, имеется около 300 деревянных болванок, на каждую модель шапки или шляпки — своя. Но больше прочих головных уборов латвийцы любят береты. Из меха, из фетра, из чего угодно, главное — берет! И многие годы эта любовь неизменна. Зато наша раскрепощенная молодежь любит хулиганить и приобретает странные, смешные шапки. Например, в большом уважении шапка-ушанка с этническими мотивами…

Синие номерки для любителей роскоши

Из настоящего мы с Мариной опять окунулись в прошлое.

– Вы только не подумайте, будто я стала заниматься мехом из корысти, чтобы самой быть одетой, как куколка! — беспокоится наша собеседница. — Вы, конечно, в эти годы еще не родились и потому не знаете: в 60-х годах, когда я начинала карьеру, в магазинах были очень интересные вещи. При желании можно было одеться с иголочки. Ну и индивидуальный пошив тогда был распространен, модельеры и мастера имели высочайшую квалификацию. Конечно, не всегда было легко достать нужный материал, но и это решалось. Многие женщины хотели иметь меховую вещь, поэтому люди с ночи занимали очередь в ателье, чтобы успеть сделать заказ. Я утром приходила на работу и видела людей с синими номерками на ладонях. Не всех мы могли принять, но что поделать… Кстати, мне до сих пор интересно, откуда люди узнавали, что в этот день к нам завезли мех и мы принимаем заказы

Ходить в шубке хотелось всем, работать в меховом ателье было очень престижно и выгодно. Однако наша собеседница категорически опровергает предположение, будто в советское время она могла организовать блат.

– Конечно, моим подружкам очень хотелось иметь шубки, но я не могла взять у них деньги, купить мех и сшить вещь. За этим тогда строго следили, и из-за таких проделок могли быть серьезные неприятности на работе. Однако иногда (когда дело касалось выполнения плана) нам все-таки позволяли сшить вещь и для знакомых. Зимой можно было покрасоваться вовсю. Тогда мало кто знал, что в других странах мех носят не только зимой. Для меня огромным шоком стала поездка в Италию (мы туда ездили с показом шляп), где наша делегация увидела местных жительниц в шубах. Удивительным было то, что дамы носили шубы при температуре +15…+18 градусов. Для них шуба была не средством сохранения теплоты, она носилась, как показатель финансовых возможностей мужа. В Советском Союзе у некоторых состоятельных женщин не было шуб только потому, что меха отсутствовали в магазинах. А в Италии дефицита не было, и если женщина ходила без шубки, значит, ее муж мало старался!

Сейчас и тогда: цена и качество

Если вы, дорогая читательница, сейчас вздыхаете — мол, в СССР шубки были хоть и малодоступны, но дешевы, не в пример сегодняшним ценам, то здорово ошибаетесь. Цены на меха в советское время были порядочными, так как шубы считались вещью класса люкс. Например, стоимость меховой шапки превышала величину средней зарплаты. Зарплата была 120 рублей, а цена шапки — 200 рублей. Мало кто мог позволить носить такую дорогую вещь, а сейчас половина ходит в натуральных меховых шапках. Правда, сегодня меховые изделия стали гораздо более легкими, нежели тогда.

– В советское время существовала совсем другая технология по пошиву, поэтому шубы получались хоть и качественными, но очень тяжелыми. Сейчас шубы легкие и почти невесомые, — рассказывает наша собеседница. — Однако не всегда легкость и малый вес шубы говорит о ее качестве. Иногда бывает наоборот. Да и вообще, на улицах я часто вижу некачественно сшитые меховые изделия, и мне становится обидно за их обладательниц. Они копили деньги, а затем потратили их на плохую вещь! Нет, конечно, даже дурно сшитая шубка из норки будет греть лучше пуховика или дубленки. Но все равно обидно, что дорогая вещь не блещет качеством.

По словам Марины, в советское время откровенно плохих шуб и шапок просто не было. Покупатель уже по цене может понять, какого качества перед ним вещь. Если, к примеру, он видит, что полушубок из кролика продают всего за 100 евро, то должен понимать: вещь вряд ли окажется хорошей, так как качественный мех не может стоить слишком дешево. Сегодня хороший полушубок из кролика должен стоить не менее 200 евро, а то и дороже.

– Кстати, хочу призвать тех, кто давно задумывался о покупке вещи из меха, осуществить мечту в этом году, — советует специалист. — Дело в том, что цена меха зависит от цены на аукционе. Так вот в этом году цены на меха были низкими, а в будущем могут повыситься. Если продолжать говорить о цене и качестве меха, то сегодня можно купить за 2000 евро качественный полушубок из норки. Поверьте, это — хорошая цена!

Поделиться
Комментарии