Яанов день (точнее, Яанова ночь) праздновался в Эстонии и при советской власти, но в число официальных праздников не входил, не говоря уже о Дне Победы, который отмечается 23 июня, т.е. в день сражения эстонской армии в 1919 году с Ландесвером под Вынну. В довоенной Эстонии этот праздник был введен лишь в 1934 году, причем через три месяца после путча 12 марта, которым были запрещены организации участников Освободительной войны и более 400 их активистов арестованы. Накануне этого праздника в текущем году в Eesti Päevaleht появилась статья Индрека Харгла, где ставится под сомнение оправданность войны с Ландесвером — уж лучше бы вместе двинулись на Петроград.

С победой под Вынну связана еще одна несостыковка. Установленный на площади Свободы Крест Свободы называется памятником победы в Освободительной войне, хотя никакой победы в этой войне не было: она завершилась подписанием Тартуского мирного договора, позволившего эстонскому народу впервые в истории заняться построением своего государства. Ничего позорного для России в заключении этого мира нет, поэтому в мероприятиях по случаю очередной его годовщины в будущем наверняка смогут участвовать и ее представители.

В России отдыхают больше

Некоторая напряженность сохраняется в связи с годовщиной восстановления независимости Эстонии, которая отмечается 20 августа. Обусловлено это давним противостоянием между Народным фронтом и Комитетом Эстонии, хотя со временем оно начинает забываться. Для нынешних жителей Эстонии это событие более значимо, чем провозглашение независимости 24 февраля 1918 года — ведь на следующий день в Таллинн вошли войска кайзеровской Германии, так что реально построение государства могло начаться лишь весной 1919 года, а международные гарантии оно получило после подписания Тартуского мира. Тем не менее, именно этот день считается у нас главным в году — как и День независимости в США, посвященный принятию Декларации независимости 4 июля 1776 года.

Остальные праздники носят у нас традиционный или условно-религиозный характер. К первым относятся празднование Нового года и Праздник весны (1 мая), ко вторым — Рождество (целых три дня!) и Страстная пятница. Всего в Эстонии нерабочие в связи с праздниками 10 дней в году (в Эстонской ССР — 8), но если некоторые из них приходятся на выходные, то тогда их, конечно, меньше — когда как повезет.

В России праздничных (нерабочих) дней чуть больше, чем у нас. Объясняется это двумя обстоятельствами: введением с 2005 года новогодних каникул с 1 по 5 января и компенсацией праздничных дней, когда они выпадают на выходные. С учетом того, что на начало января приходится также Рождество Христово (7 января) и две пары выходных, новогодние каникулы растягиваются там до десяти дней.

Новое и не совсем

Совсем новых среди российских праздников три: Рождество, День России (12 июня) и День народного единства (4 ноября), ставший в 2005 году альтернативой празднованию годовщины Великой Октябрьской социалистической революции (7-8 ноября). Это день (22 октября 1612 года по старому стилю, когда народное ополчение во главе с Мининым и Пожарским взяло штурмом Китай-город в захваченной поляками Москве) праздновался в России также с 1649 по 1917 год как День Казанской иконы Божьей Матери, так что совсем новым он не является.

Совершенно новый праздник — это День России, инспирированный Декларацией о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 года. Конъюнктурность его очевидна, да и связан он с "лихими девяностыми", пользующимися в народе дурной славой, поэтому долговечность его не бесспорна.

А вот празднование Рождества имеет в России давнюю традицию. Правда, главным праздником в православии все же является Пасха, но в отличие от Эстонии Страстная пятница не стала там нерабочим днем, поэтому удивляет требование здешних православных сделать Страстную пятницу нерабочим днем и по Юлианскому календарю, чего нет даже в самой России, где о религиозной опеке населения пекутся больше, чем в Эстонии, считающейся чуть ли не самой нерелигиозной страной Европы.

Остальные праздники в России прежние, хотя часть из них и переименована. Так, День Советской Армии (23 февраля) стал нерабочим Днем защитника Отечества, 8 Марта осталось Международным женским днем, 1 Мая называется Праздником весны и труда, ну а главным праздником года, конечно, остается День Победы 9 мая, хотя и он с 1948 по 1965 год был рабочим днем, а военные парады при советской власти проводились лишь в юбилейные годы.

Меньше надуманности

Различие нынешних систем праздников в Эстонии и России в том, что у нас не осталось в них ничего от советского наследия и мало надуманности, тогда как в России это не совсем так.

Из праздников, имеющих ту или иную политическую подоплеку, на прочном фундаменте стоит только День Победы (капитуляции Германии 9 мая 1945 года), тогда как 23 февраля 1918 года памятно лишь тем, что на заседании ЦК РСДРП(б) Ленин склонил членов ЦК принять германский ультиматум (Брестский мир), 4 ноября уместней было бы объявить Днем народного единства столетие назад на торжествах по случаю 300-летия царствования Дома Романовых, ну а 12 июня из Дня России постепенно превращается в день внутрироссийских разборок.

В Эстонии неустоявшимся является праздник 20 августа, хотя в исторической перспективе его потенциал наверняка не меньше, чем потенциал празднования победы над Ландесвером.

Оригинал статьи был опубликован в еженедельнике "МК-Эстония".

Поделиться
Комментарии