Есть ли для болезней границы? Оказывается, да. Так, например, два десятка человек с признаками инфекционных заболеваний за полгода не были пропущены из Эстонии на территорию России через пограничные пункты в Ленинградской области. Как осуществляются эти проверки, кого не выпустят из страны и могут ли больные легко попасть к нам — выясняла ”МК-Эстония”.

Всего за полгода, по информации портала 47news.ru, на наличие инфекционных заболеваний было проверено 154 770 человек, у 20 из них выявлены признаки инфекции. Все вышеуказанные лица возвращены на сопредельную территорию — в Эстонию, въезд в РФ им запрещен.

С опасными инфекциями — в изолятор

Функции по осуществлению санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска на российском участке внешней границы Таможенного союза исполняет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы. Цель их работы — предупредить завоз на территорию Таможенного союза и распространение опасных инфекционных и массовых неинфекционных болезней (отравлений), представляющих опасность для населения, а также ввоз потенциально опасных для здоровья человека товаров.

Санитарно-карантинный контроль на границе России осуществляется в соответствии с Международными медико-санитарными правилами от 2005 года, а также внутренними законами и постановлениями. Исходя из них, в пунктах пропуска через государственную границу есть работники санитарно-карантинных пунктов. При наличии объективных эпидемиологических показаний они могут подвергнуть санитарно-карантинному контролю любого человека, прибывшего международным рейсом. При подозрении на заражение опасными инфекционными болезнями для временной изоляции выявленных больных существуют изоляторы.

Что касается пересечения границы на транспорте, ответственные члены экипажа транспортного средства должны заблаговременно информировать аэропорт, порт, железнодорожный и автодорожный вокзалы прибытия о каждом случае заболевания на борту, в поезде, автобусе, а также о санитарном состоянии на транспортном средстве. Руководители транспортных организаций немедленно передают полученную информацию должностным лицам, которые отвечают за проведение санитарно-карантинного контроля в пункте пропуска через границу.

Меры и правила

За последние годы значительно увеличилось количество туристов, приезжающих в Эстонию. Жители Эстонии также постоянно расширяют географию своих путешествий, в том числе и в страны с неблагополучной эпидемиологической обстановкой по инфекционным болезням.
Режим контроля за международным распространением болезней регулируют Международные медико-санитарные правила (International Health Regulations), принятые высшим органом управления ВОЗ — Всемирной Ассамблеей здравоохранения в 2005 году. Правила обязывают государства-членов ВОЗ выполнять предписанные меры для предотвращения распространения заболеваний при минимальном вмешательстве в международные перевозки людей и товаров.

Основа современных Международных медико-санитарных правил была заложена еще в середине XIX века, когда эпидемии холеры охватили Европу. Первые Международные медико-санитарные правила 1969 года регулировали организацию надзора и контроля шести опасных инфекционных заболеваний: холеры, чумы, желтой лихорадки, оспы, возвратного тифа и брюшного тифа. В 1973 и 1981 годах были внесены изменения, главным образом для того, чтобы сократить число охваченных болезней с шести до трех (желтая лихорадка, чума и холера) и отразить глобальную ликвидацию оспы.

Учитывая увеличение международных поездок и торговли, а также возникновение новых и повторное возникновение известных международных опасностей и рисков для здоровья населения, связанных с болезнями, в 1995 году было принято решение о пересмотре правил 1969 года. В консультации с государствами-членами ВОЗ, международными организациями и другими соответствующими партнерами ВОЗ разработал новую версию правил, которая была принята в 2005 году и вступила в силу в 2007-м.

Эта версия обязывает государства-члены ВОЗ уведомлять о событиях, которые могут представлять собой чрезвычайную ситуацию в области общественного здравоохранения, и по запросу ВОЗ оперативно проверять достоверность информации о рисках для здоровья населения, возникающих на их территории. Также страны должны обеспечить необходимые условия и возможности для проведения противоэпидемических мер как на своей территории, так и в пунктах пересечения границы.

Первым делом самолеты

”В России, как и в советское время, в пунктах пересечения границы действуют санитарно-карантинные пункты. В Эстонии, как и во многих европейских странах, таких пунктов на границе, где работают медики, нет (за исключением крупных международных портов и аэропортов, например во Франкфурте, Гамбурге, Лондоне и др.). Однако это не означает, что никакого контроля у нас не ведется”, — заявляет главный специалист бюро эпидемиологической готовности Департамента здоровья Елена Рябинина.

По ее словам, основное внимание уделяется морскому и воздушному транспорту, так как эти виды сообщения довольно быстрые и ими люди путешествуют на большие расстояния. Наземному транспорту уделяется меньше внимания, все зависит от эпидемиологической ситуации в сопредельном государстве.

Конечно, речь идет не обо всех болезнях, а о так называемых особо опасных. Сейчас это понятие несколько размыто. Международные медико-санитарные правила не ограничиваются установленным перечнем карантинных инфекций (в отличии от предыдущих версий правил), а охватывают ”болезнь или медицинское состояние, независимо от происхождения или источника, которое представляет или может представлять риск нанесения людям значительного вреда”.

”Любой пограничный контроль требует ресурсов. И эти меры должны быть пропорциональны угрозе. У нас в пунктах пересечения границы нет медицинского персонала, который мог бы на месте проверять состояние здоровья. Но, разумеется, пограничники и таможенники, которые осуществляют контроль, информированы о сигнальных симптомах. Это температура, диарея, рвота, сыпь, желтушность кожных покровов, слабость и другие — то есть то, что можно оценить визуально, наблюдая за человеком”, — рассказывает Рябинина.

Она объясняет, что подозрение на особо опасную инфекцию и необходимость принятия соответствующих мер на границе складывается из двух составляющих: клинических признаков и эпиданамнеза — информации о том, где человек был в течение последнего месяца. Инкубационный период большинства особо опасных инфекций укладывается в период 7–10 дней, например, как у чумы, холеры, желтой лихорадки, но у некоторых болезней может доходить и до месяца.

Есть эндемичные страны, например, в Африке и Латинской Америке, где особо опасные инфекции регистрируются постоянно, а есть страны, в которых на данный момент зарегистрирован подъем заболеваемости или вспышка инфекционного заболевания.

Действуют по плану

”У капитана судна и капитана самолета в соответствии с медико-санитарными правилами есть обязанность информировать, если на борту есть больной человек. Состояние человека экипаж оценивает в силу своих возможностей и подготовки, — говорит главный специалист бюро эпидемиологической готовности. — Например, на круизном судне обычно есть медик в соответствии с конвенцией, которая устанавливает требования, исходя из численности экипажа и продолжительности рейса. На непродолжительных рейсах на маленькие расстояния медиков нет, но всегда есть член экипажа, прошедший обучение по оказанию первой медицинской помощи, а также умеющий распознавать сигнальные признаки инфекционного заболевания”.

Если совпадают эти две составляющие, признаки болезни и эпиданамнез, то необходимый порядок действий определяется противоэпидемическим планом пограничного пункта.

”Вызывается скорая помощь, информируется наша региональная служба, выявляются контакты и так далее. Но это может быть подтвержденный диагноз, а может и нет. Больного госпитализируют для исследования и лечения, а у людей, которые сидели с ним рядом, в зависимости от инфекции это, к примеру, весь самолет или три ряда вперед и три назад, берутся контактные данные. Для этого пассажиров просят заполнить или опросник по установленной форме, или специальную форму Public Health Passenger Locator Form, какие есть в авиации, или просто оставить контакты”, — поясняет Елена Рябинина.

Людям, которые сидели близко с потенциально больным человеком, даются рекомендации, как дальше себя вести до тех пор, пока не выяснится, подтвердился диагноз или нет, при необходимости дается направление к врачу. И потом по телефону или по электронной почте с этим человеком связываются и сообщают о результатах.

Контроль въезда и выезда

”Опасность болезни — понятие относительное. Есть болезни, опасные для жизни и здоровья самого человека, а есть опасные для окружающих, то есть опасность эпидемического распространения в стране. У нас нет насекомых тех видов, которые дальше переносили бы геморрагические лихорадки, тот же самый вирус Зика, например, — говорит представитель Департамента здоровья. — Хотя переносчики некоторых видов малярии у нас есть. Другое дело — холера, которая может распространяться и контактно, с водой и продуктами питания”.

Елена Рябинина рассказывает, что, например, когда была вспышка лихорадки Эбола, то Бельгия и Франция, которые имеют прямое воздушное сообщение с Африкой, на время ввели entry screening, то есть въездной контроль, на рейсах из опасных регионов, где регистрируется вспышка. ВОЗ может дать государствам-членам временные или постоянные рекомендации в случае чрезвычайной ситуации в области общественного здравоохранения, другим государствам и операторам международных перевозок.

Африканские государства в свою очередь по рекомендациям ВОЗ также на время эпидемии ввели exit screening, то есть контроль при выезде. Таким образом, местные власти должны были организовать контроль, чтобы никто из больных не выехал. И это гораздо более эффективно.

”Конечно, стоит отметить, что на момент прохождения границы человек может внешне выглядеть здоровым, но быть в инкубационном периоде или носителем инфекционной болезни. Поэтому в таких местах массового скопления людей должно быть все в порядке с гигиеной, должны быть условия для мытья рук, чистота”, — отмечает Рябинина.

Закон о профилактике и контроле за инфекционными заболеваниями, принятый в Эстонии в 2003 году, обязывает туристические фирмы информировать своих клиентов о возможных рисках заражения в стране назначения и при необходимости рекомендовать обратиться за консультацией к врачу.

Работодатель, отправляющий своих работников за рубеж, также несет ответственность за информированность и безопасность своих работников. Путешественник, организующий свое путешествие самостоятельно, должен позаботиться о своем здоровье — чтобы были сделаны необходимые и рекомендованные прививки.

Поделиться
Комментарии