Посетивший Таллинн президент Российских железных дорог Владимир Якунин общался на проходившем здесь форуме со многими политиками и министром экономики, а с президентом Ильвесом даже имел 15-минутный тет-а-тет. Ансип же на столь солидном мероприятии замечен не был, а в кулуарах поговаривали, что он-де хотел встретиться с Якуниным, но российская сторона ему отказала.

А затем наш премьер направился в Хельсинки, где прошел саммит глав государств и правительств региона Балтийского моря, где Россию представлял премьер-министр Владимир Путин. Отдельная встреча с ним у нашего премьера не была запланирована, хотя в прессе появились спекуляции на тему того, что Ансип и Путин могут побеседовать с глазу на глаз.

В столице Финляндии Путин провел две встречи с лидерами Балтийских стран. Он побеседовал с латвийским президентом Валдисом Затлерсом, пригласив его в Москву на празднование 65-летия Победы. И Затлерс предложение принял. А потом Путин встретился с президентом Литвы Далей Грибаускайте, что литовские СМИ окрестили историческим событием, ведь двусторонние переговоры лидеров Литвы и России прошли впервые за долгие годы.

А вот Ансип с Путиным не то что не встретился лично, но даже не поздоровался, когда перед общим фотографированием участников саммита они оказались в одном помещении. Эстонский премьер-министр, как показалось после просмотра видеозаписи этого момента, нарочно обошел стороной главу правительства России. А Путин в это время демонстративно отвернулся.

Этого стоило ожидать

Бывший дипломат Андрей Биров, возглавлявший службу протокола у президента Арнольда Рюйтеля, считает, что ничего из ряда вон выходящего на саммите в Хельсинки не произошло. По его мнению, то, что Ансип и Путин не станут даже здороваться друг с другом, профессионалам было ясно изначально. Именно поэтому финский протокол умело "развел" двух премьеров как можно дальше друг от друга и во время официального фотографирования, и во время других совместных протокольных мероприятий — в тех местах, где главы правительств действительно могли столкнуться лицом к лицу.

"Конечно, — говорит Биров, — никто заранее не скажет: "Имейте в виду, что на саммите наш к вашему не подойдет!", но профессионалам это и так понятно. Поэтому я считаю, что все было в норме. Они просто старались ненароком не встретиться "лоб в лоб", чтобы не поставить в неловкое положение самих организаторов — финнов".

Биров также высказал предположение, что возможная встреча была бы очень выгодна Ансипу и совершенно неприемлема для Путина. "После того, как в 2007 году наш премьер назвал в Рийгикогу советских воинов, похороненных на Тынисмяги, пьяницами и мародерами, россиянам и русским его любить не за что, — говорит бывший дипломат. — Это, пожалуй, даже более сильный аргумент, чем сам перенос Бронзового солдата. Так что встреча с Путиным, боюсь, ему никогда и никак уже не грозит".

Корреспондент "Радио 4" Андриан Череменин, присутствовавший в Хельсинки, говорит, что обиженным эстонский премьер-министр точно не выглядел — Ансип раздавал интервью на английском языке направо и налево. "У Би-би-си Ансип точно не в игноре", — спокойно отвечает Череменин на провокационный вопрос.

Могла ли Россия действительно поставить нашего премьера в игнор? Политолог Евгений Голиков такой возможности не исключает, приводя образное сравнение с хоккеем. "Если два игрока во время вбрасывания начинают нарушать правила, то судья их попросту разводит, приглашая на точку двух других хоккеистов".

В этикете нет равных

Специалист по этикету, преподаватель Эстоно-Американской бизнес-академии Ирина Анащенкова говорит, что большинство правил дипломатического и общегражданского этикета в той или иной мере совпадают. Только соблюдению правил дипломатического этикета придается большее значение, поскольку отступление от них или их нарушение может причинить ущерб престижу страны или ее официальным представителям и привести к осложнениям во взаимоотношениях государств.

"Если известный афоризм испанского писателя Мигеля де Сервантеса: "Ничего не дается нам так дешево и ничто так не ценится так дорого, как вежливость", имеет общечеловеческое значение, то для дипломата или другого лица, участвующего "в сфере международной", вежливость — непременная норма дипломатического протокола", — поясняет Ирина Анащенкова.

С точки зрения этикета, равенства не существует. Обычно главные факторы — это пол, возраст и социальный статус. Оба — и Путин, и Ансип — мужчины, примерно одного возраста, оба премьеры своих стран. Как говорит Ирина Анащенкова, в рамках "официальной" системы взаимоотношений главным критерием становится социальный статус должностного лица или "вес" страны, которую он представляет на международной арене.

"Учитывая все это, можно сделать вывод, что при встрече в рамках официального мероприятия первым в устной форме должен был поприветствовать своего коллегу, премьер-министра РФ господина Путина, премьер-министр ЭР, господин Ансип, — продолжает специалист по этикету. — С одной стороны, ранг двух этих государственных деятелей равен — оба они премьер-министры. С другой стороны, Россия является членом "Большой восьмерки", и, следовательно, "вес" данного государства на международной арене позволяет его представителю получить приоритет в системе официальных взаимоотношений".

В любом случае, как полагает Ирина Анащенкова, премьер-министр Эстонии грубо нарушил правила дипломатического протокола, проигнорировав присутствие своего коллеги премьер-министра Путина на официальном мероприятии и не поприветствовав его.

"Дипломаты и лица официальные не могут позволить себе терять голову. Вне зависимости от их отношения к тем людям, с которыми они пересекаются на официальных мероприятиях, равно как и к государствам, которые представляют дипломаты или официальные лица. Они обязаны соблюдать правила вежливости, в том числе приветствуя друг друга, — заключает Ирина Анащенко. — Позволю привести исторический пример. Во время проведения Нюрнбергского процесса судьи придерживались правил вежливости, даже допрашивая подсудимых, и не забывали говорить им: "Здравствуйте".

Бюро правительства: "Встреч и не планировали"

"МК-Эстония" отправила в бюро премьер-министра Андруса Ансипа несколько вопросов:

- Почему не состоялась встреча с Путиным? Как такая встреча могла бы повлиять на развитие эстонско-российских отношений?
- Нарушили ли два премьер-министра этикет, не поздоровавшись друг с другом?
- Соответствует ли действительности информация о том, что Ансипу было отказано во встрече с президентом РЖД Владимиром Якуниным?

Из бюро сообщили, что саммит в Хельсинки был не только встречей на высшем уровне, но и важным форумом по решению проблем по защите Балтийского моря. "И хотя возможность двусторонних встреч, помимо общих заседаний, имелась, у премьер-министра Эстонии не было запланировано ни одной подобной встречи", — пишет в ответе медиа-советник правительства Лийна Лепик.

Что же касается слухов о несостоявшемся рандеву с Якуниным, то бюро премьера утверждает, что подобной встречи в планах не было, отмечая, что от лица правительства с главой РЖД встретился министр экономики и коммуникаций Юхан Партс.

Поделиться
Комментарии