Некоторые аналитики уже сравнивают происходящее с изобретением книгопечатания в середине ХV века — настолько меняется характер воздействия на людей доходящей до них информации, пишет "МК Эстония".

Несколько лет назад такая волна прокатилась и по Эстонии, когда пошли разговоры, что власть не прислушивается к мнению народа, но так как выборов и референдумов у нас тогда не было, то все обошлось. Появился даже термин ”постправда” для обозначения ситуации, когда объективные факты меньше влияют на общественное мнение, чем обращение к эмоциям и личным убеждениям людей. Оксфордский словарь, кстати, присвоил этому термину (post-truth) титул слова 2016 года.

Перетасовка колоды

Говорят, новая метла метет лучше старой, зато старая знает, где мусор лежит. С новой коалицией в этом смысле все окей, ибо две трети ее составляют члены прежней. Достоинство ее в том, что она надеется избавиться от неповоротливости предшественников. Самый крупный шаг — разблокирование налоговой системы с целью повышения доходов наименее обеспеченных слоев населения в расчете на то, что это поможет найти выход и из ловушки среднего дохода.

Второй важный шаг — обращение к проблемам, существующим в русских гимназиях. Запуск нынешней системы 60/40 девять лет назад был прорывом, однако упущением стало то, что не последовало ее корректировки по ходу действия. Сейчас намечено отправить в свободное от процентов плавание 3–4 школы, которые должны в течение шести лет подтвердить или опровергнуть возможность овладения в русских гимназиях эстонским языком на уровне С1, что очень круто.

Они заменят те русские гимназии, которые Эстонии не удалось открыть на основе соглашения с Россией — говорят, из-за опасений, что так Россия легитимировала бы происходящее в наших русских школах и не могла бы больше вмешиваться в этот процесс. А зря: сравнение между собой школ, работающих по эстонским и российским моделям, и конкуренция между ними пошли бы на пользу обеим странам.

Борьба за ”Единую Россию”

Кровоточащей раной новой коалиции остается наличие у центристов протокола о сотрудничестве с ”Единой Россией”, которую наверняка станут бередить, как только возникнут противоречия внутри коалиции.

Порождена она одним из старых предубеждений. Андрус Ансип, когда ему напомнили, что этот протокол не помешал реформистам создать коалицию с центристами, заметил, что тогда ведь была другая Россия. А кто сказал, что Россия не сможет опять стать другой, интересующейся также нашим мнением?
О том, что такое возможно, говорят хотя бы последние выступления Яны Тоом на телеристалищах в Москве, напоминающих, правда, больше восточный базар, где продавцы правды, перекрикивая друг друга, зазывают телезрителей выбрать именно их товар.

Ведь перемены, происходящие в Центристской партии, видны и там, поэтому лучше молиться, чтобы ”Единая Россия” сама не вздумала расторгнуть этот несчастный протокол, превращающийся для меняющихся центристов из компромата в трофей.

До сих пор наши активисты обычно ездили в Москву ябедничать на Эстонию — но туда ведь не заказан путь и добрым словам об Эстонии. России в нашем информационном поле хватает, почему мы не добиваемся в этом взаимности?

О стартовой позиции

Все описанное все же выступает пока в форме декларации о намерениях, которые еще предстоит воплотить в жизнь. На первых порах новой коалиции придется несладко.

Новым министрам, возможно, будут даны сто дней, свободных от критики, но старым — вряд ли, да и за одного из новых СМИ уже взялись основательно. Оппозиция со стороны реформистов наверняка будет более продуманной, чем она была у подуставших на этом поприще центристов.

Правда, реформистам предстоит сперва разобраться со своими противоречиями, но в стане центристов неопределенности еще больше. На первый взгляд кажется, что отставка Эдгара Сависаара вроде бы прошла без особых последствий для партии, а значит, и для коалиции, но это может быть и затишьем перед бурей.

Одним из контрольных пунктов станут местные выборы следующей осенью, когда прояснится ориентация русскоязычных избирателей Центристской партии. Пикантность тут в том, что виды на них с давних времен имеют также социал-демократы, а с некоторых пор и IRL, т. е. все три участника коалиции, что чревато трениями между ними.

Не знаем мы и того, какими будут отношения между новым президентом и новым премьером, которые оба учатся новой должности, так что точней всего происходящее сейчас у нас, пожалуй, характеризуют слова древнегреческого драматурга Эсхила: ”Это все покамест речи. Поглядеть бы на дела”.

Поделиться
Комментарии