Через десять дней общее собрание Социал-демократической партии Эстонии должно избрать нового председателя партии. Событие вроде бы достаточно рутинное. Но особую интригу придает ему то обстоятельство, что один из двух фигурирующих сегодня кандидатов — Евгений Осиновский, который успел зарекомендовать себя в качестве не только одного из самых молодых депутатов Рийгикогу (был избран в 24 года), но и способного на решительные шаги политика. А главное, он — первый русскоязычный претендент на пост председателя действующей политической партии, к тому же входящей в правящую коалицию.

Блуждающие форварды

Пристальное внимание к предстоящим выборам лидера СДПЭ объясняется еще несколькими факторами. Первый из них — итоги выборов парламентских, которые для соцдемов оказались далеко не столь успешными, как прогнозировалось. В результате последовавших затем коалиционных переговоров партия потеряла важный министерский пост, который занимал именно Осиновский.

Пикантность ситуации — в том, что данный пост перешел не просто другому партнеру по коалиции, Партии реформ, но персонально человеку, который, если говорить без обиняков, нанес бывшему министру образования и науки, а заодно и его отцу, оскорбление, назвав Осиновского-младшего ”сыном иммигранта из розовой партии”. В порядочном обществе после таких пассажей принято не подавать руки тому, кто нанес оскорбление. У нас Юрген Лиги (а речь именно о нем) стал преемником того, кого он оскорбил. На этом фоне его предварительный уход с поста министра финансов из-за скандального высказывания теряет всякий смысл.

Однако ”подсчет цыплят” (который, вопреки пословице, происходит не осенью, а весной) тем не исчерпывается.

Огорчительные для СДПЭ итоги парламентского марафона подвигли двух видных социал-демократов на смену партийной ориентации. Вадим Белобровцев и Лаури Лаатс покинули ряды соцдемов и стали центристами. При этом на начальном этапе процедуры ”диверсификации” возникли разговоры о том, что и Евгений Осиновский вот-вот последует за ними. На это довольно прозрачно намекали оба экс-соцдема, утверждая, что руководство партии проявляет неуважение к Осиновскому, выражающееся в ”сдаче без боя” министерского портфеля, а также в отсутствии поддержки его, Осиновского, попыток сформировать ”русскую политику” на платформе СДПЭ.

Осиновский, впрочем, пас не принял. Более того, в достаточно жесткой форме дал понять, что разговоры о противоречиях в рядах социал-демократов не имеют под собой никаких оснований, и лично его существующий статус-кво вполне устраивает. Ну, разве что, за исключением некоторых деталей, но поскольку любая система время от времени нуждается в совершенствовании, то и детали эти естественным образом могут быть модернизированы.

Мечтать не вредно

То есть становится понятно, что решение баллотироваться на пост председателя партии пришло к Осиновскому не в одночасье. А это, в свою очередь, дает основание подозревать наличие далеко идущих проектов и планов. И не только лично у него. Конечно, прогнозы в политике — вещь ненадежная. Однако если опираться на поговорку ”мечтать не вредно”, то можно выстроить примерно такую схему развития событий.

Социал-демократическая партия, претендующая на роль соперника центристов в деле привлечения на свою сторону русскоязычных избирателей, решает пойти ва-банк и стать первой в ”эстонском сегменте” политической организацией, которую возглавит лидер с ”нетитульной” фамилией. При этом фигура Евгения Основского является приемлемой с многих точек зрения. Молодость кандидата и хорошая образовательная база, в сочетании с весьма уже немалым опытом работы в парламенте и в правительстве, а также наличием заметной личной харизмы, позволяют говорить о его серьезном политическом потенциале. К тому же, он не вызывает отторжения ни в одной из двух крупнейших языковых общин Эстонии. Хотя известная неоднозначность в оценках его действий и высказываний и наличествует, но кто же нынче без греха?!

Теперь представим, что Евгений Осиновский действительно стал официальным лидером соцдемов. Ему еще нет и тридцати (исполнится весной будущего года). То есть временной запас у него более чем достаточный. При условии успешной реализации предлагаемых им реформ, как на уровне партии, так и в масштабе общегосударственной политики, вполне возможно, что возглавляемая им СДПЭ выйдет в фавориты избирательной гонки; не исключено, что уже на следующих выборах парламента. И тогда именно ему следующий президент может поручить формирование правительства. А премьер-министр с русской фамилией — это, пожалуй, будет покруче, чем мэр столичного города, как в соседней Латвии. Это (разумеется, с поправкой на масштабы) может встать в один ряд с избранием афроамериканца президентом США, что когда-то тоже представлялось несбыточной фантазией…

”Правительство вцепилось в догмы”

Надо отдавать себе отчет, что этот путь достаточно тернист и обставлен многими ”но” и ”если”. Действующий председатель партии Свен Миксер, также решивший баллотироваться на съезде, объявил, что он готов уступить свой нынешний пост Осиновскому на условии, что тот войдет в состав правительства — того самого, которое, по словам Осиновского, ”вцепилось в догмы” и у которого ”нет серьезной цели и смелости, чтобы вести Эстонию вперед”.

Препятствием на пути Евгения Осиновского к ”водительскому креслу” в партии может стать и его намерение пересмотреть только что подписанный коалиционный договор.

Правда, другие партии, входящие в коалицию, тоже готовятся к перевыборам своих руководящих структур. И, чем черт не шутит, может быть, доводы и пламенная риторика нового лидера СДПЭ после этого встретят у партнеров больше понимания и поддержки.

В любом случае политика — это скорее рулетка, чем математика. Расчет — расчетом, но кто не рискует, тот не пьет шампанское…

Ваше здоровье!

Поделиться
Комментарии