По одному из российских телеканалов недавно прошел документальный фильм "Они поклялись в верности Гитлеру". В фильме рассказывается о том, как в 1930-х годах прибалтийскими государствами руководили люди, которые получали деньги от правительства СССР, что куратором тогдашнего президента Эстонии Константина Пятса был советский разведчик Василий Яковлев, а военные разведчики Эстонии передавали конфиденциальную информацию военной разведке фашистской Германии.

Реакция на этот фильм последовала незамедлительно. В эстонской газете "Постимеэс" появилась статья, разоблачающая "историческую ложь российского пропагандистского фильма". Авторы статьи утверждают, что "при проверке" приведенные в фильме факты оказались "преувеличенными или безосновательными".

Например, предположение о сотрудничестве Пятса со спецслужбами СССР "не нашло подтверждения из независимых источников", а утверждения о взаимодействии эстонской военной разведки с немецким "Абвером" базируются, прежде всего, "на источниках НКВД", поэтому их, мол, нельзя воспринимать всерьез.

Но самое любопытное, что был найден своего рода "козел отпущения" — эстонский историк Магнус Ильмъярв, которого авторы статьи попытались представить чуть ли не вдохновителем ужасной клеветы на предвоенную историю Эстонии.

Они работали на Абвер

Действительно, несколько лет назад в Эстонии вышла в свет историческая научная монография "Безголосое подчинение". Ее автор Магнус Ильмъярв пришел к выводу, что военно-политическая ориентация Эстонии на Германию в конце 1930-х годов не отвечала национальным интересам страны.

В обоснование своих утверждений Ильмъярв ссылается на архивные документы. Например на доклад, составленный 10 января 1940 года в германском "Reichssicherheitshauptamt" (Главном департаменте государственной безопасности) и посвященный деятельности разведывательных служб прибалтийских государств и Финляндии. В этом докладе говорится о том, что эстонское государство неоднократно передавало Абверу разведывательные материалы, касающиеся вооруженных сил СССР.

Другой архивный документ, попавший в руки историка, датирован 23 января 1939 года и составлен уже непосредственно в Абвере. В этом документе подробно описывается, где в Эстонии разместили пеленгаторы, поставленные туда из Германии. Эти пеленгаторы отслеживали перемещения советских военных кораблей, а также "взламывали" систему связи частей Красной армии Ленинградского военного округа. Все эти данные передавались в военную разведку Германии.

Так что "обвинения", предъявленные Ильмъярву, в том, что он пользовался только "источниками НКВД", мягко выражаясь, не соответствуют действительности.

Кроме того, в документах, которыми пользовался Магнус Ильмъярв при написании своей книги, приводятся многочисленные фамилии эстонских военных, сотрудничавших с Абвером.

Был ли Пятс советским агентом?

В том, что касается возможного сотрудничества первого президента Эстонии Константина Пятса с советской разведкой, Магнус Ильмъярв проявляет определенную осторожность. В своей книге он ссылается на Павла Судоплатова, по словам которого куратором Пятса был советский разведчик Василий Яковлев. При этом Ильмъярв оговаривается, что ему пока не удалось найти ни одного документа, который бы подтверждал факт вербовки Пятса Яковлевым.

Вместе с тем никто не оспаривает тот факт, нашедший документальное подтверждение, что в 1930-31 годах Константин Пятс тайно получал "зарплату" из советского посольства в Таллине в размере четырех тысяч долларов в год. Немалые по тем временам деньги. Возникает логический вопрос: какие именно услуги Пятса оплачивало дипломатическое представительство СССР?

Пока ответа на этот вопрос нет. Так же, как нет документальных доказательств того, что позже Константин Пятс получал деньги от советских органов через подставные коммерческие фирмы, действовавшие до войны в Эстонии.

В этой связи вызывает лишь снисходительную улыбку заявление оппонентов Ильмъярва, что документальные подтверждения работы Константина Пятса на советскую разведку надо искать в "независимых исторических источниках". Отношения Пятса с посольством СССР в Таллине, как и его возможные отношения с советской разведкой, могут отражаться только в архивных материалах советских (ныне российских) дипломатической и специальных служб. Говорить о каких-то иных "независимых источниках" в данном случае просто бессмысленно.

Исторический официоз

Объективности ради надо сказать, что и официальные эстонские историки, в частности, Тийт Ноорметс, работающий в Государственном архиве Эстонии, признают факт сотрудничества накануне Второй мировой войны эстонской военной разведки с германским Абвером. Но интерпретация данного факта дается иная: мол, эстонские военные разведчики сотрудничали с германскими коллегами на "прагматической основе" с целью "отвести угрозу, исходившую от России".

По утверждению Ноорметса, эстонская военная разведка сотрудничала со всеми, кто был противником СССР — "единственным реальным врагом Эстонии". Выходит, что фашистская Германия не была врагом Эстонии? По мнению Ноорметса, нельзя говорить о военно-политическом сотрудничестве между Эстонией и нацистской Германией. Просто разведслужбы двух стран "удачно" обменивались разведывательной информацией, а Эстония просто получала из Германии военное оборудование.

"В разведывательном сотрудничестве на первый план вышла радиоразведка. Немцы предложили Эстонии высококачественную технику, с помощью которой (эстонцы) смогли следить за советским Балтийским флотом и системой связи Ленинградского военного округа", — констатирует Ноорметс. Странная какая-то интерпретация.

Тийт Ноорметс также полагает, что нет никаких оснований считать упоминаемых в документах, представленных Ильмъярвом, эстонских офицеров агентами Абвера, потому что их "обмен информацией" с немцами происходил "наверное" на основе "согласованного сотрудничества". Получается, что профессиональные шпионы работают на своих боссов по наитию что ли, а не по "согласованному сотрудничеству"?

Кому это нужно?

К дискуссии подключился и "эксперт по безопасности, из историков" Эрик-Нийлес Кросс, возглавлявший до недавнего времени Бюро информации Государственной канцелярии (службу внешней политической разведки Эстонии). Господин Кросс считает, что среди офицеров эстонской разведки накануне войны были и такие, которые "вносили вклад" в сотрудничество с Германией, но большинство из них видели гарантом сохранения независимости Эстонии все же Великобританию.

Невольно возникает вопрос: неужели выяснение действительного положения вещей, пусть и семидесятилетней давности, такая уж непосильная задача? А может быть, все дело в том, что с момента восстановления независимости Эстонии в 1991 году ни один эстонский историк не опубликовал ни одной статьи ни в одном серьезном историческом издании, выходящем в России. Ни разу эстонские и российские историки не встречались на совместной исторической конференции, чтобы обсудить "горячие вопросы" не такой уж и древней общей истории, опираясь не на эмоции, а на архивные документы и другие научно-исторические источники. Почему этого не происходит?

Не потому ли, что нынешние официальные эстонские историки заняты не выяснением исторической истины, а мифотворчеством. Это очень опасная для Эстонии тенденция, потому что народ, чьей историей манипулируют в угоду сиюминут¬ным политическим расчетам, не в состоянии проложить верную дорогу в будущее.

Поделиться
Комментарии