…Не могу молчать, потому что очень больно. После истории с Бронзовым Солдатом, которую эстонские русские воспринимают как личную трагедию, вдруг очередной удар ножом в спину. Откуда? Не поверите — с московских берегов! Российский писатель Борис Соколов на днях опубликовал следующее: "Бойцы "Ночного дозора", столкнувшись с полицейским отпором, превратились в заурядных мародеров и принялись грабить магазины…"

Борис Соколов, конечно, на то и писатель, чтобы сочинять. Я хочу рассказать правду о таллинском "Ночном дозоре" и людях, которые подарили Бронзовому Солдату целый год жизни.


Из Кремля им не звонили

Образовался "Дозор" случайно — на пешеходном переходе у холма Тынисмяги, когда 20 мая 2006 года к Солдату пришли с цветами Артур Тамме со своей подругой Настей Чернышевой и супруги Светлана Кунгурова и Игорь Грабовский. У памятника бесновалась толпа эстонских "патриотов": они кривлялись, плевались и накидывали на шею Солдата буксировочный трос. И эти четверо, не сговариваясь и не будучи знакомыми, бросились его защищать. Артуру Тамме тогда разбили лицо — он уже год не может добиться суда над своим обидчиком. Хорошо, что все происходящее сняли на видео: там видно, как Артур размазывает по лицу кровь, как свистит толпа, и как на бой с ней в одиночку выходит хрупкая белокурая Светлана. И как она кричит, доставая из сумки эстонский паспорт: "Я тоже — гражданка Эстонской Республики!"

Артура увезла "Скорая". А ночью Солдата облили краской, поэтому следующим вечером к нему спонтанно с разных концов города потянулись люди. Никто их не звал, никто не звонил из Кремля, не давал денег. Но они пришли и встали в караул — психолог Олег Филиппов, бизнесмен Александр Коробов, журналисты Лариса Нещадимова и Димитрий Кленский. В полночь приехал фотограф Владимир Студенецкий с женой Татьяной и сделал первые снимки: холодная майская ночь, лавочка, на которой сидят совершенно беззащитные люди в возрасте от 20 до 60, термосы с кофе, которые подвозят какие-то незнакомые женщины. Это была стихия, искренний порыв, никакой организацией, тем более политической, и не пахло. Полиция это тогда оценила: не била, не пускала газ, а потом даже взяла памятник под охрану.

Владимир Студенецкий выложил фотографии в Интернет и подписал: "Ночной дозор". Оказалось, в точку! Потому что соответствовало сути — борьбе света с тьмой и добра со злом. Льняные повязки напечатал на свои деньги Саша Коробов. Юра Журавлев говорил по-английски — потому объяснял все происходящее изумленным туристам. Строителей Андрея Очкасова и Виктора Целуйко в "Дозоре", смеясь, называли "живыми памятниками" — они бежали со своих строек и вставали у памятника так, что не сдвинешь! Цветы и свечи все покупали на свои. Абсолютные бессребреники, не получившие ниоткуда ни копейки, они год держали удар и тратили свои собственные сбережения, хотя некоторым из них иногда не хватало денег даже на связь…


Кто есть кто?

Сейчас, когда уже все случилось и "Дозор" отправили в нокаут — одних в тюрьму посадили, других допросами замучили, — выясняется, что они друг про друга мало что знают… Это ж не партия с членскими взносами — это народное движение. Вот Александр Коробов, например: 17 лет назад он пытался организовать эмиграцию эстонских русских в Канаду. Тогда над его идеей смеялись. Оказалось, зря: нормальной совместной жизни у русских с эстонцами все равно не вышло. Хотя… У Ренаты Ярве муж — эстонец, он по русски знает всего несколько слов. Но Рената стояла у памятника ночами — и этот эстонский муж стоял рядом с ней, потому что он ее любит и понимает, как это больно, когда смеются над тем, что для человека свято. Максима Реву в "Дозор" тоже никто не командировал — он сам пришел к памятнику и остался. В апреле Макс даже написал в "Комсомолку" гневное письмо: "Не критикуйте Эстонию, это — моя родина, и я — патриот!" Потом еще Татьяне Жданок написал: она — единственный депутат Европарламента, который защищает права русских. В конце письма была не просьба, а крик отчаяния: "Помогите нам, пожалуйста!" Этой же фразой заканчивалась и листовка, которую Максим, Артур Тамме и Кристина Степанова 18 апреля раздавали на улицах Страсбурга, когда пикетировали здание ПАСЕ. До "бронзовой ночи" оставалась неделя, и Евросоюз тогда мог остановить эстонский государственный вандализм. Но он этого не сделал. И промолчал, когда 27 апреля за организацию беспорядков Максима арестовали, хотя есть масса свидетелей того, как он вставал между толпой и полицейскими и уговаривал: "Не провоцируйте полицию, не бросайте бутылки!" Было часа 3 ночи, когда он позвонил мне в Москву и сказал: "Солдата мы, кажется, потеряли…"


Последний дозор…

Эстонская полиция ошибается: у "Дозора" никогда не было официального лидера. Был неформальный — Владимир Студенецкий, благодаря фотографиям которого мир и узнал о том, что происходит у Солдата. Но он умер 9 марта от инфаркта. Не выдержал… Другого "дозорного", Дмитрия Линтера, арестовали только за то, что он чаще других появлялся на телеэкране: и его тоже обвиняют в организации беспорядков, хотя к тому времени, когда полетели камни и стекла, он был дома с женой и грудным ребенком… По дороге на экзамен схватили и 18-летнего Марка Сирыка. Марк не был "дозорным", но в историю Эстонии шагнул со школьной парты: рано утром 24 февраля, в годовщину эстонской независимости, тайком от родителей ушел из дома, чтобы встать в караул у памятника, облачившись в форму солдата Второй мировой. Безумству храбрых поем мы песню — безумству, которое можно совершить только в 18 лет. В восемь утра его маме Ирине позвонили из полиции: ваш сын задержан. Она удивилась: а его что, дома нет? Вот, собственно, и все его преступление. Да еще SMS с текстом: "Пошли постоим у памятника", которые он отправлял друзьям. Этого хватило, чтобы обвинить старшеклассника, больного гемофилией (!), в организации беспорядков. А он вообще на погроме не был — он в тот вечер готовился к экзамену и даже не включал телевизор!

Под арестом в Эстонии сегодня находятся еще 48 человек, 210 выпущены под подписку о невыезде. "Мы не боимся 9 Мая, потому что все зачинщики беспорядков арестованы", — гордо заявил министр иностранных дел Урмас Паэт. Это он погорячился, конечно, потому что главный зачинщик  — премьер-министр Андрус Ансип — чувствует себя превосходно…

Для чего я все это пишу? Вовсе не для того, чтобы в очередной раз сделать Эстонии больно: в конце концов, сам тот факт, что журналист другой страны, имеющий мнение, отличное от официального, может в Таллине свободно работать, заставляет Эстонию уважать. Но я хочу, чтоб вы знали: для того, чтобы стать героем, вовсе не обязательно участвовать в реальной войне. Война бывает и другой — завуалированной и мирной, но требует она иногда даже большего мужества, чем окопная стрельба. Растоптанный сегодня "Ночной дозор", благодаря бесстрашию которого Бронзового Солдата казнили на год позже, чем планировалось, — это и есть герои нашего времени. И День Победы по праву принадлежит не только ветеранам Второй мировой, но и им — русским ребятам из "Ночного дозора", которые в одиночку целый год вели этот бой.


Письмо матери "врага народа"

Арестован мой сын Марк Сирык. В день, когда все произошло, он ушел в школу и по дороге был задержан, на него надели наручники и увезли. Он не был на площади в дни, когда происходили беспорядки. Он просто мальчишка, который не хотел, чтобы убирали "Бронзового солдата". Он никого не призывал к насилию и погромам, он думал, что в мире есть справедливость, верил в Европейский Союз и демократическую Эстонию.

В один день из него сделали, чуть ли ни врага народа. В нашем доме произвели обыск, изъяли записные книжки, компьютер, банковские карточки и все это без объяснения причин. Сначала мне говорили, что он задержан на 48 часов, но позднее сообщили, что на полгода.

В год, когда Марк заканчивает школу! За что? Никто не может внятно объяснить, почему сразу арест, наручники, и до полугода в тюрьме! Такие меры скорее применимы к особо опасному преступнику, но не к мальчишке, который хотел организовать пикет у памятника.

Я не знаю, что с ним там могут сделать люди, которые хватали среди белого дня детей за горло, били лежачих и сидячих дубинками и ногами. Скорее всего, в условиях тюрьмы можно выбить любые показания и найти следы от руки Москвы или что-то в этом роде.

Что мой сын будет думать об Эстонии? И что о своей стране будут думать десятки, сотни мальчишек и девчонок, которых били и хватали днем, выдергивая из толпы и прижимали их лица ногами к земле?

А что буду думать я мать-этого мальчика. Но в отличие от него я прекрасно понимаю, что кому-то нужна сенсация о разоблачении заговора, чтобы оправдать то, что происходило днем на улицах Таллинна. И теперь удобно все свалить на детей.

Мой сын в беде, нас поставили на грань материальной катастрофы. Впереди суды, адвокаты. Марк должен выйти на свободу. И я надеюсь, что честные люди помогут нам и поддержат нас, потому, что нам одним не осилить этот кошмар. Наша электронная почта sosmarkfree@gmail.com. Телефон +372 564 77727

Ирина Сирик

Поделиться
Комментарии