Приключения, о которых мы еще долго будем вспоминать, настолько нас впечатлили, что я решил рассказать о нашем походе по природной тропе Рыума, что в двух километрах от перекрестка шоссе Хаапсалу — Таллинн и дороги на Виртсу.

Кто не знает, что здесь находится знаменитая Гримпенская трясина? Вернее, место, сыгравшее ее роль в фильме "Собака Баскервилей". Кому не хочется самому побывать на этом болоте и потом хвастаться, что был в самом центре Гримпенской трясины не по телевизору, а лично? Болотный туризм, как и любой другой вид туризма в Эстонии, — это экстрим. Причем в квадрате, а то и в кубе. В смысле — в третьей степени. Горные лыжи экстремальны сами по себе, плюс особенность эстонских "гор" и постоянное ожидание снега. Дайвинг стремен сантиметровой видимостью в эстонских глубинах и сине-зелеными водорослями. Болота опасны своей топкостью. Но все это пустяки по сравнению с чиновничьей дуростью.

Бред

Итак, мы решили пройти по природной, подчеркиваю, тропе. Она нанесена на огромные карты, стоящие вдоль дороги Ристи — Виртсу. Я хорошо помню, что совсем недавно у автобусной остановки "Рыума" был указатель, который, простите за тавтологию, указывал направление к началу тропы. От остановки до места "старта" километра полтора. Памятуя о прошлом, мы смело ехали по дороге: вот-вот будет табличка на обочине. Так мы доехали до поворота на Колувере, но признаков тропы не обнаружили.

Мы сверились с картой; потом стали заезжать на все лесные дороги, идущие в сторону болота, но и намеков на подходы к тропе не нашли. Мы убили минут сорок и намотали лишних 16 км и, наконец, решили спросить у хуторян: куда запропастилась трясина?

Добрая женщина поведала нам, что путь на болота с некоторых пор заказан, да и нечего там пока делать. Помните почему? Орхидеи-то еще не расцвели. Зато глупость — пышным цветом!

Оказывается, что дорога, что ведет от остановки к болоту, стала частью частной земли — "эрамы". И хозяин не разрешает праздношатающимся ходить через его "огород" на болото. Это он сорвал табличку и повесил в начале лесной дороги "кирпич"… с номером своего мобильника. Спросите сами себя, зачем давать свой телефон, когда ты не разрешаешь ходить по своей частной земле?

Ясен пень (природный объект) — для того, чтобы слупить со звонящего бабки за дозволение пройти. В мире мобильников все входящие — бесплатные. На болоте — платные. Но все-таки образованный человек этот хуторянин! Он читал (или видел в кино), что О. Бендер взимал плату за вход в Пятигорский провал. Чтобы не проваливался. Чем безымянный — пока (мы еще узнаем его имя) — хуторянин хуже Бендера? Это сравнительно честный способ отъема денег у доверчивых туристов. Хаапсалуские "агенты" поведали нам, что когда товарищ N. покупал участок, он намеривался выступать в роли гида-проводника по болотам.

Быть проводником никому не заказано. Предложение услуг у нас поощряется. Человек и туристам помогает, и себе на кусок хлеба зарабатывает. Странно, однако, что экскурсовод предлагает свои услуги таким нетрадиционным, что ли, способом. А если мы хотим остаться наедине с Природой без посредников? По-эстонски, наверное, "далееприродоперепродавателей". Ведь на то она и природная тропа. Тем более что оборудована пятикилометровым настилом, вышками, скамеечками и дюжиной табличек, на которых все изложено более чем подробно. И какие звери тут могут встретиться, и какие птицы; на болоте какого типа вы сейчас находитесь. Ну и что, что только по-эстонски? Есть люди, которые понимают язык трясин. Проводнику же надо платить почасовую. Чем дольше вы наслаждаетесь красотами, тем сильнее понимаете истинную цену чистого воздуха, пения птиц, сочности ягод и красоту цветения багульника.

Чаще всего, когда мы находимся наедине с Природой, нам лишние "свидетели" не нужны. Проводник нужен при подъеме на Эверест. А "приболотненный" хуторянин не станет тащить ваш скарб… Вы захотели перекусить, но вам неловко, когда в компании есть "постящийся", а лишнего прибора нет. Да и бутерброда тоже. А если, как говорится, дело молодое, тогда что: попросить его веточку вереска подержать вместо свечки?

Да, есть и в Соомаа, и в других местах гиды, которые водят по болотам, по лесам и обрывам. Я и сам время от времени пользуюсь их услугами. С гидом получается быстрее: он знает, где свернуть, где срезать… Но на болоте с настила не сойдешь и напрямик топь не пересечешь. Турист сам решит, брать провожатого или нет.

Представьте, что кто-то купит участок в Кадриорге, чтобы самому водить народ по парку, а посетители музея должны будут протискиваться между прутьями садовой решетки, если захотят на картины посмотреть. Скажете — бред. Да нет, в Рыума это — явь.

Под током

Мы, конечно, нашли бы, как пройти к началу природной тропы, минуя частные владения. Имея топографическую карту, сделать это не так и сложно. Правда, машину пришлось бы бросить в кустах и пробираться сквозь чащобу. И мы отважились спросить.

Тогда-то нам и сказали, что на "тропу" нам по-честному не попасть. Мы вспомнили, что в новостях сообщали об астрономических суммах, которые намерены потратить турструктуры для привлечения в Эстонию туристов. Мы сэкономили им немало денег: сами приехали. И что?

Добрая женщина, сжалившись над нами, позволила поставить машину у своего сарайчика, где были "припаркованы" на вечную стоянку ЗИЛы и УАЗики, отслужившие верой и правдой колхозно-совхозному делу, и пройти через пастбище.

- Если вы животных не боитесь, — объяснила женщина, — то вот через то поле пойдете по диагонали, за оградой свернете влево и, перебравшись через канаву, выйдете на дорожку.

Дорожка вдоль канавы, замечу, как раз и начинается у автобусной остановки. Но и это, как говорится, еще не все. — Вам придется пролезть под проволокой. Будьте осторожны: она под током, чтобы коровы не выходили с пастбища…

Ну и как вам эстонский туризм? Пришлось бы нам как в фильмах про бегущих из фашистского плена проползать под колючкой, находящейся под напряжением, кабы не другой хуторянин, который показал, как пройти на поле по-человечески. Мы уже задним умом поняли, что жещина пошутила: коровы-то не пролезают на пастбище под проволокой…

Коров мы не боимся, но несколько лет назад на бывшей мызе Миддендорфа я уже тикал от буренки, которая приняла меня за дояра. Но тогда я был помоложе. Дважды миновав "электропроводку" и пробравшись сквозь бурелом, мы вышли на тропу, ведущую к мatkarada. Тут-то я скаламбурил, что совсем не рад этой "маткараде", ибо первый раз осматриваю достопримечательность, подползая к ней на брюхе.

Тропа

Тропа роскошная. 5,5 км. В самом начале можно увидеть нору енотовидной собаки. Именно нору, а не собаку. Эти зверьки нередко перебегают дорогу перед мчащимися в гавань Виртсу машинами, за что также нередко расплачиваются жизнью. К норе ведет уже людская тропа, а посему нора чем-то напоминает блиндаж. Немцы давно ушли, а ДЗОТ стоит. Можно заглянуть…

Птица, вспорхнувшая в кустах, — скорее всего куропатка. Не успели разглядеть. Табличка предупреждает о появлении зимой в этих местах волков. Бекасы устроили нам фотосессию. Отгоняя нас от гнезда, они кружили над нами, зависали в воздухе, садились на чахлые деревца, и полпленки ушло на то, чтобы поймать момент…

В самом центре трясины болотные озера. Небольшие, но живописные. С высоты третьего этажа топь просматривается на много километров. Эти озера расположены как в оазисах. Здесь и деревья повыше, и земля потверже. Сделаны спуски для смельчаков, которые отважатся искупаться в болотной водице. На огромных пространствах "колосится" пушица, цветет багульник. Пушица, которую эстонцы называют "волосами Калевипоэга", превращает пейзаж в зимний, но без волков. У бекасов птенцы уже становятся на крыло (штамп).

Голова трещит от тишины и непривычно чистого воздуха. Почти четыре часа мы бродили по "Гримпенской трясине", и, думаю, нашлось бы немало любопытных, желающих побывать на "съемочной площадке". Но, видать, не судьба. Определить вид пернатых помог буклетик, который мы бесплатно получили в заповеднике на болотах Нигула. Об одном хочу предупредить, как предупреждают в телепередачах, — не пытайтесь повторить наш подвиг. Добрая женщина, что пустила нас через свой загон для коров, сделала для нас исключение. Если исключение станет правилом, то и она поставит у своих ворот "кирпич". Проблему надо решать иначе.

Поскольку чиновники, ратующие за приток российских и прочих туристов, газет, выходящих на русском, не читают, придется перевести вопросы на государственный язык и послать "туристский" запрос по инстанциям: в волость, в уезд, в Департамент туризма. Пусть ответят, как так случилось, что природная тропа стала частной? Желающих преодолевать полосы препятствий на пути к болоту найдется мало. Близкое знакомство с местностью (не зря прочесали проселки) дает основание утверждать, что вполне по силам волостным лесникам проторить обходную тропинку по границе частных землевладений. Это не так уж и далеко от остановки. А пока смотрите "Собаку Баскервилей" и облизывайтесь, господа туристы. Ходить на эстонские болота и впрямь опасно. Высокое напряжение.

Ответьте, господа хорошие, чиновники и предприниматели, почему вы нас, туристов, держите за каторжников, которые должны зависеть от бериморов, носящих еду, на болота и бояться собаки с частного хутора?

Поделиться
Комментарии