А ведь еще несколько лет назад все было совсем иначе. Кейт Пентус-Розиманнус прилежно учила русский язык и изображала ”свою девчонку из Ласнамяэ”. Таави Рыйвас записывал рекламу на ”великом и могучем”, старательно убеждая избирателей, что ”финансы должны быть в порядке”. И все это выходило в эфир ПБК, канала, который тогда казался реформистам совершенно логичным путем к сердцам местных русских.

Теперь все иначе. Самый известный русский политик в избирательном списке реформистов накануне выборов в Рийгикогу — это Сергей Горлач. Здравствуйте, приехали! Иначе, как этнически чистым, назвать этот избирательный список теперь и язык не поворачивается. В течение нескольких лет из партии ушли такие известные русские политики, как Сергей Иванов, Татьяна Муравьева, Андрей Коробейник, Николай Новоселов, Александр Аполинский, Денис Бородич.

В душе Кая Каллас может чувствовать себя гражданкой Европы, да и склонность к открытости у нее определенно имеется, но как председатель партии она остается заложницей ситуации. Данное весной обещание не использовать в предвыборной кампании ”русскую карту” так и осталось висеть в воздухе. Если русских нет за столом переговоров, нет в избирательном списке, то очень трудно поверить, что реформисты могут предложить политику, которая бы хоть в какой-то мере учитывала бы интересы местных русских.

Кристен Михал, ”серый кардинал”, стоящий за нынешней линией партии, предпочитает говорить о местных русских через призму ”пятой колонны” и ”зеленых человечков”. В предвыборной рекламе самой Каллас подчеркивается, насколько важно то, что в душе она — эстонка. Это, конечно, хорошо, что она в душе эстонка, но в мультинациональном обществе Эстонии можно задаться вопросом: зачем в предвыборной кампании делать акцент именно на этом? Почему не остановиться на чем-то более общечеловеческом? Почему в нашем многонациональном государстве и в глобализированном мире был выбран именно такой узкоэтнический подход?

Похоже, что реформисты уверены: ради русских стараться не имеет смысла. Отношения с местными русскими варьируются от игнорирования до плохо скрываемого недоверия. До тех пор, пока мы говорим об оппозиционной партии, поводов для особого беспокойства нет. Но полное игнорирование русских — явный знак того, что Партия реформ пытается выдвинуть премьер-министра не для всей Эстонии, а для Эстонии, в которой живут одни эстонцы.

На самом деле в интересах cплоченности и благополучия страны чрезвычайно важно, чтобы будущий премьер-министр имел бы авторитет в глазах разных групп в обществе. Возможно, это не так важно в ежедневной жизни, но на пути развития любого общества есть и переломные моменты, когда приходится принимать непростые решения и вести сложные, многоплановые диалоги. А это уже отдельный вопрос — найдутся ли Партии реформ такие лидеры, которые смогут справиться с такими задачами.

Поделиться
Комментарии