Председательство в Совета Евросоюза, конечно, наделяет каждую страну особой ответственностью и требует резкой интенсификации работы ее государственного аппарата. Страна-председатель формирует общеевропейские рабочие группы по актуальным проблемам ЕС. Как сообщает официальный сайт председательства, в ближайшие полгода эстонским чиновникам предстоит руководить работой почти 260 рабочих групп в Брюсселе и Таллинне. Это конечно, серьезный экзамен для Эстонии, которая является одной из самых небольших стран ЕС.

Но с другой стороны, председательство создает возможности для активного продвижения страны на общеевропейском пространстве, для резкого повышения ее узнаваемости. Каждая страна в период своего председательства стремится продемонстрировать собственную уникальную специфику и методы решения задач. И оттого, насколько они окажутся эффективными, зависит рост ее привлекательности — инвестиционной и туристической.

Как сообщается в официальных документах, Эстония предлагает Европе философию равновесия — между сохранением первозданной природы и постоянным обновлением, прогрессом в области цифровых технологий. Основные 4 цели сформулированы так: Европа с открытой и инновационной экономикой, Безопасная и защищенная Европа, Цифровая Европа и свободное перемещение данных, Вовлекающая и устойчивая Европа.

Все это звучит весьма оптимистично, хотя до конца текущего года эстонским политикам предстоит активно включиться в решение сложных общеевропейских проблем. Одной из важнейших является урегулирование ситуации с выходом Великобритании из ЕС. Необходимо сделать так, чтобы ни одна сторона не чувствовала себя ущемленной, но они продолжили взаимовыгодное сотрудничество. Для этого, конечно, от эстонских политиков потребуется высокое дипломатическое искусство. Кстати, Эстония стала председателем Совета ЕС на полгода раньше срока — именно Brexit сдвинул временные рамки.

Также в Европе еще полностью не разрешен миграционный кризис, связанный с массовым наплывом ближневосточных беженцев. Возможно, Эстонии удастся предложить новые решения этой проблемы? Это же касается и борьбы с терроризмом — необходимо, чтобы она была эффективной, но вместе с тем не ограничивала гражданские права. Обратный пример мы наблюдаем в России, где именно под предлогом ”борьбы с терроризмом” власть постоянно ограничивает гражданские свободы, в том числе в сфере пользования интернет-технологиями.

Кстати, в России довольно скептически относятся к председательству Эстонии в ЕС. В этом проявляются давние имперские стереотипы Кремля по отношению к странам Балтии. Российская пропаганда вообще утверждает, будто малые страны ничего не способны решать самостоятельно.

Однако официальную Россию особо беспокоит, что важные международные вопросы ЕС будут решаться именно в период председательства Эстонии. Это, например, запланированный на осень саммит с участниками Восточного партнерства ЕС (Украиной, Беларусью, Молдовой, Грузией, Арменией и Азербайджаном). Кремль по советской привычке все еще считает эти страны своей ”зоной влияния”, хотя сами они стремятся к расширению сотрудничества с Евросоюзом.

Также осенью ожидаются общеевропейские переговоры по поводу газопровода ”Северный поток-2”, связывающего Россию и Германию по дну Балтийского моря. Некоторые европейские страны высказывают опасения, что этот проект усилит зависимость ЕС от российского ”Газпрома”, что позволит Кремлю диктовать свои политические условия европейским соседям.

Еще одна важная тема, на которую предстоит дать ответ Евросоюзу в период председательства Эстонии — это запланированные на сентябрь масштабные российско-белорусские военные учения ”Запад-2017”. Эти учения проводились еще в эпоху Холодной войны, и их сегодняшнее возобновление не может не тревожить европейские страны. Если Россия заявляет об отсутствии у нее агрессивных планов по отношению к соседним странам — зачем проводить эти угрожающие военные маневры возле границ ЕС?

Отметим, что Эстония не получила никаких официальных поздравлений от России по случаю начала своего председательства в Совете ЕС. Хотя теоретически — председательство соседней страны в Евросоюзе могло бы улучшить отношения России и Европы. Однако, похоже, нынешняя Россия в этом совсем не заинтересована. И даже напротив — ее отдаление от Европы продолжается. Так, в конце июня стало известно, что Россия приостановила уплату своих членских взносов в Совет Европы. Так что существование европейских институтов в России (например, Европейского суда по правам человека) оказалось под вопросом.

Россия предпочитает высокомерно ”не замечать” председательство Эстонии в ЕС не только потому, что она критически относится к независимости Балтийских стран. Есть и другая причина: маленькая Эстония как председатель 500-миллионного Евросоюза — такая картина не укладывается в российском имперском сознании. Россия официально называет себя ”федерацией”, но сегодня — это гиперцентрализованная страна, где совершенно невозможно представить, чтобы различные регионы председательствовали в ней по очереди. Такая ротация напрочь сломала бы кремлевскую ”вертикаль власти”, и поэтому официальные СМИ почти не пишут об опыте эстонского председательства в ЕС. Потому что жители различных российских регионов могут задуматься и прийти к неудобным для Кремля выводам.

Поделиться
Комментарии