Идет жесткая борьба за рынок мобильных приложений такси, который еще год назад был почти полностью в руках Taxify, пишет Eesti Päevaleht. Таксистов зовут на кофе и дразнят фальшивыми заказами. Приложение Taxify стало проблемой как для таксофирм, так и для правовой системы. Распределение такси по нескольким мобильным приложениям увеличивает конкуренцию, но в то же время больше невозможно найти все машины в одном месте.

Если Taxify — самое известное в Эстонии мобильное приложение с самым большим количеством пользователей, то в действительности таких решений еще четыре. Международная крупная фирма Uber, созданный Tulika и Tallink Taksofon, а также Kutsu Takso и Taxigo.

Шторм в и так бурлящем котле вызвало именно последнее, которое незаметно собрало более 750 такси в Таллинне, став в этом отношении почти таким же большим как Taxify, которым пользуется чуть больше тысячи такси.

В широком плане речь идет не просто о конкурентной борьбе двух фирм, а о столкновении двух идеологических подходов. Taxify поставило себе цель вывести из игры традиционные таксофирмы с их телефонными центрами и давать работу напрямую таксистам. Как лицензированным FIE и OÜ, так и частникам.

Пользующийся Taxify неофициальный таксист экономит примерно 2000 евро в год за счет лицензий, налогов, таксометра, платы за логотип, лизинга и страховки. Это крайне выгодно и для водителя, и для Taxify. В то же время, нужно решить проблему, как контролировать и облагать налогами их деятельность.

Вехой в бизнесе таксоприложений можно назвать 1 декабря 2015 года, когда Reval Takso написала на своей странице в Facebook: "К сожалению, Taxify пошло по пути пропагандирования пиратского таксоизвоза, предоставляя клиентам машины без лицензии и плафона. Убрав логотипы фирм из приложения, Taxify пытается ограничить возможность людей отличать машины без лицензии о настоящих такси. Reval Takso не считает возможным в такой ситуации продолжать сотрудничество с Taxify".

Нужно выбрать сторону

Время голосования на улице или звонков в телефонный центр проходит, хотя по оценкам сейчас клиенты все-таки чаще звонят, чем используют приложение. Спасательным кругом для таксофирм может стать Taxigo, которое по своей сути похоже на Taxify и даже добавляет некоторые дополнительные возможности для удобного заказа такси.

В то же время сообщают о переходе в систему Taxigo. В этом вопросе таксисты должны выбрать сторону. Большая часть таллиннских таксистов действует в качестве FIE, то есть они напрямую не связаны с фирмой. Когда Reval Takso ушла, Taxify сразу сделала водителям свое предложение. По расчетам Taxify, водитель платит Reval Takso с заказов 300 евро в месяц, а Taxify — всего 150 евро. Кроме того, Taxify пообещала заплатить 150-300 евро в качестве гарантии, чтобы их доход не уменьшился. Шел активный торг.

Принявший решение в пользу Taxify таксист рассказал Eesti Päevaleht, как ему подряд делали "пустые" вызовы и присылали издевательские сообщения. По его словам, это, очевидно, была месть Reval Takso. Член правления Reval Takso Ало Тинтсе опровергает это рассказ. "Это абсурд. У меня есть дела в сто раз важнее, и я бы знал, если бы кто-то из нашей команды делал что-то подобное".

Во время перехода происходили и другие странные аномалии. Машины Reval Takso друг за другом подъезжали к дому создателя Taxigo Эдуарда Дубровски и звонили по его номеру, чтобы сообщить о прибытии. Он же говорит, что такси не заказывал.

Эта загадка, очевидно, останется неразгаданной, но ясно то, что как Reval Takso, так и, например, Sõbra Takso и Tulika ушли из Taxify. причин несколько. По словам Тинтсе, Taxify просто хочет исключить фирмы из системы. "Для того, чтобы фирма могла сохранить свое лицо, нужно что-то делать. Taxigo дает возможность сохранить свое лицо", — сказал он. Вторая проблема — деньги. Запрошенная владельцем приложения цена за один заказ слишком высока. Точные цифры Тинтсе называть не захотел, однако опроверг представленные Taxify расчеты.

"Мне кажется, что таксофирмы начали жесткую пропаганду, что мы повысим цены", — сказал Маркус Виллиг из Taxify. Но со следующего года планируется установить единый уровень цен, то есть как с водителей FIE, так и с фирм за полученный через приложение заказ будут брать 50 центов. Исключения продолжат действовать для частников.

Поскольку у таксофирм большие дополнительные расходы, платить Taxify становится все сложнее. Например, диспетчерский центр Reval Takso каждый месяц съедает около 10 000 евро, пояснил Тинтсе, добавив, что поскольку большая часть клиентов предпочитает заказывать такси по телефону, от него невозможно отказаться.

Образуются ножницы. Свободные таксисты хотели бы перейти в Taxify, потому что там меньше расходы, фирмы же должны зубами держаться за водителей, потому что без шоферов нет и фирмы.

"В итоге проблема в том, что водители поняли, что этот диспетчерский центр не нужен. Или зачем платить за логотип на двери машины? Лучше платить меньше. В то же время фирмы поняли, что водители уходят. Их единственная возможность — блокировать уход водителей. Водителей ставят перед выбором: фирма или приложение", — сказал Виллиг. Так и произошло, что некоторые фирмы запретили своим таксистам использовать Taxify. "Они недовольны, что старая бизнес-модель больше не работает.

Цель — поддержать фирмы

Руководитель Taxigo Эдуард Дубровски сказал, что их цель — поддержать фирмы. На данный момент к этому мобильному приложению присоединились около 30 таксофирм, и количество машин приближается к количеству Taxify. Люди же привыкли к Taxify, и выход на рынок может быть трудным. В пользу Taxify говорит и позитивный имидж эстонского стартапа. Taxigo же открыли на базе дешевых фирм со слабым имиджем. Также происходили нелепые ошибки в программном обеспечении, которые заставляли клиента ждать машину, которая на самом деле занята. Также может случиться, что система показывает отказ от заказа, однако в действительности машина приезжает. Так одного депутата ждали на Тоомпеа сразу шесть машин Taxigo. По словам Дубровски, так называемые детские болезни на данный момент устранены.

В течение последних недель количество заказов Taxigo выросло в целых десять раз. Для борьбы с главным конкурентом у них есть свое оружие: они разыгрывают карту лицензированных таксистов. А именно, Taxify, как и Uber, начала привлекать обычных граждан, у которых нет ни лицензии на таксоизвоз, ни плафона на крыше. Taxify называет их частными такси, а конкуренты — пиратскими. Эстонские законы разрешают частный извоз, когда люди едут в одно и то же место и разделяют расходы, однако Министерство экономики и коммуникаций осудило услугу, названную Taxify частным извозом. Поэтому девизом Эдуарда Дубровски стала фраза: "Инновацию можно делать, не нарушая закон"

Команда Taxify теперь прикладывает усилия для того, чтобы сделать частный извоз законным. По словам Виллига, доля частников сейчас составляет всего 6% от их водителей, однако это дело будущего. К такому решению пришлось обратиться, по его словам, потому, что в Таллинне таксисты больше не могли соответствовать спросу и нужны были еще водители. В правовых вопросах сотрудничают с Налогово-таможенным департаментом и Министерством экономики и коммуникаций, сказал Виллиг.

Поделиться
Комментарии