Ее созывает Русский земский совет Эстонии, а в повестке дня стоят вопросы сохранения и развития образования на русском языке, проблемы нарушения прав человека, этнической дискриминации в Эстонии, путей сохранения русской культуры в Эстонии и — тема предстоящих местных выборов и поддержки кандидатов от русской общины. Чтобы узнать подробности, ”Инфопресс” попросил ответить на несколько вопросов председателя Русского земского совета Дмитрия Сухорослова.

- На слуху у многих русскоязычных жителей Ида-Вирумаа — такие организации, как совет соотечественников, объединение ”Русская школа Эстонии”. О ”Русском земском совете” известно гораздо меньше. Некоторые, возможно, припомнят, как два года назад в него проходили выборы, в которых по всей республике приняли участие 4 тысячи человек. Чем Русский земский совет отличается от соотечественников, от ”РШЭ”, а также от русской культурной автономии, идея которой тоже не совсем умерла?

- Я считаю, что создание и развитие различных русских общественных организаций в последние годы — хороший признак активизации русской общины в борьбе за свои права, но, с другой стороны, это и сигнал о том, что ситуация с этими правами далека от идеальной.
Русский земский совет в данном случае имеет свои специфику и направление работы. Я бы сказал, что само его создание для Эстонии было уникальным. Все жители Эстонии могли участвовать в выборах независимо от гражданства. Согласитесь, что нашей стране до такой демократии еще далеко. Около 20 процентов населения (прежде всего русских) сознательно отстранены от выборов в парламент. Строятся различные препоны в получении эстонского гражданства в виде сложных экзаменов по языку и т.д. для людей, которые здесь живут десятки лет или даже родились. О какой демократии может тогда быть речь? После обретения независимости в 1991 году Эстония все больше превращается в этнократическое государство с элементами диктатуры. По сути, идет строительство моноэтнического государства в стране, где существует два основных этноса — эстонцы и русские. Строить страну ”только для эстонцев” и игнорировать при этом русских — очевидная утопия, строительство которой возможно только при грубом нарушении прав русских как национального меньшинства (что мы сейчас и наблюдаем).

Основная задача Русского земского совета — привлечение внимания к этой проблеме и формирование механизмов влияния общины на проходящие процессы. То есть быть субъектом проходящих в стране изменений, а не объектом различных экспериментов правящей политической верхушки. Русской общине пора уже перестать быть разменной монетой в чужих руках. У нее есть свои жизненно важные интересы, которые она должна четко обозначить.

- Какими делами Русский земский совет успел заявить о себе за минувшие пару лет? В том числе в Ида-Вирумаа?

- Русский земский совет организовал электронную петиционную кампанию против эстонизации русского гимназического образования. Было получено много ответов от министерств и ведомств нашей страны, которые можно будет потом использовать для дальнейшей работы. Сейчас идет рассмотрение петиции Русского земского совета в Европарламенте в защиту русского гимназического образования. Эта петиция была недавно рассмотрена Еврокомиссией. Мы тесно сотрудничаем в этом вопросе с депутатом Европарламента от Латвии Татьяной Жданок. Создан информационный центр русской общины. Информацию о нашей деятельности можно найти на сайте www.ruszemsovet.eu.

- Жизнь давно научила нас, что сильна та организация, за которой стоят не только общественные интересы (вещь важная, но довольно ”эфемерная”), но и сильные мира сего (крупный бизнес, ведущие политики, посольства и т.д.). Кто стоит за ”Земским советом”?

- За Русским земским советом стоят те люди, которые участвовали в выборах в совет два года назад (а их около 4-х тысяч). Считаю, что этого вполне достаточно. При этом мы сотрудничаем со многими другими организациями и деятелями русской общины. Только вместе мы можем добиться каких-то результатов.

- Почему вы созываете представительную ассамблею именно сейчас? Какие явления в экономической, политической, общественной жизни, по вашему мнению, делают это мероприятие актуальным именно в данный момент?

- На данный момент, основной темой являются продолжающиеся антиконституционные попытки правительства препятствовать праву русских детей получать качественное образование на родном русском языке. Проводится дискриминационная политика ограничения права выбора языка обучения. Последние поправки к Закону о частной школе — конкретный тому пример. Пора уже русской общине сказать свое слово. В любом случае, те партии, которые проводят сейчас антирусскую политику (в сфере образования в том числе), действуют очень недальновидно. Еще более наивно и глупо рассчитывать на поддержку русских избирателей при такой политике. Есть такая поговорка: ”Цыплят по осени считают”.

- Хотите ли вы своей ассамблеей в очередной раз попытаться объединить всех русскоязычных? В таком случае что будете делать, если какие-то организации и деятели с этим не согласятся, проведут свои собрания и ”сто первая попытка объединения” провалится? Или вы заранее готовы объединить только часть русскоязычных? В таком случае — какую, с какими социальными характеристиками, на какой платформе?

- Ассамблея открыта для представителей всех русских общественных организаций, и мы надеемся на их участие. Участие или неучастие — дело абсолютно добровольное. Думаю, темы указанные в повестке дня, актуальны сейчас как никогда. Мы не ставим задачу кого-то объединить, но, согласитесь, некоторые общинные вопросы лучше решать всем вместе. Для этого и проводится ассамблея. Важным моментом будет принятие заявления представительной ассамблеи русской общины.

- В сообщении об ассамблее говорится, что на нее ”приглашаются все заинтересованные представители общественных и культурных организаций, кому не безразлична судьба русской общины в Эстонии”. Значит ли это, что мероприятие собирается не из полномочных делегатов, выбранных на местах, а по принципу ”приходите, кто хочет”? Если так, то сколь легитимны будут решения? Или решений не предполагается, а пройдет просто ”мозговой штурм”?

- Мы собираем не делегатов, а представителей общественных и культурных организаций. Это немного другой формат, но он не менее представителен. Будут выступления и обмен мнениями. А что касается легитимности, то возьмем, например, парламент Эстонии. Как так получается, что парламент принимает решения от имени всего народа Эстонии, а 20 процентов жителей в выборах участия принять не могут? Может, для начала сделать легитимным парламент нашей страны? Вам не кажется, что это более серьезная проблема?

Поделиться
Комментарии