На самом же деле, в переговорах, которые, увы, зашли в тупик, участвовал и руководитель другого, Независимого профсоюза шахтеров и энергетиков Владислав Понятовский. И договориться с руководством Нарвских электростанций не смогли оба профсоюза, в которые входят работники как Эстонской, так и Балтийской электростанции.

Мало того: в случае, если и переговоры по повышению зарплаты шахтерам зайдут в тупик, шанс на забастовку получат и горняки. То есть, как сказал Владислав Понятовский, в Эстонии будет создан прецедент, когда профсоюз, а не работодатель откажется от коллективного договора.

На следующий день, после того, как переговоры профсоюзов энергетиков закончились провалом, Понятовский ответил на вопросы журналиста.

- Судя по сообщениям Владимира Алексеева, можно понять, что не смог договориться с работодателем только профсоюз Эстонской электростанции. А профсоюзу Балтийской станции и шахтеров удалось договориться?

- Нет. По шахтерам еще переговоры идут, а в профсоюзах энергетиков ситуация сложилась так, что мы разрознены, ведем переговоры со всеми пятью работодателями в концерне по отдельности. В результате того, что речь не идет о едином коллективном договоре, мы вчера не смогли договориться с руководством Нарвских электростанций, и сегодня в 14 часов будем подписывать протокол разногласий.

- А как дела на переговорах с шахтерским руководством?

- Сейчас мы с ними ведем приговоры. У нас еще есть время до конца января, и если здесь мы не достигнем договоренности, то, вполне вероятно, откажемся от действующего коллективного договора, и с 25 апреля получим право уже на забастовку на шахтах.

- А вам мало того, что суд признал забастовку, организованную Нарвским Энергопрофсоюзом незаконной?

- То, что делает этот профсоюз, это, извините, смешно. Результат известен. Если мы будем проводить забастовку, там все будет четко и ясно, она будет не однодневная, с гарантией того, что наимение всего пострадают работники, а наибольшие потери понесет работодатель. Причем, не один из пяти, а концерн Eesti Energia полностью. То есть, если делать забастовку будет Независимый профсоюз шахтеров и энергетиков, это будет забастовка всего концерна, а не только электростанций.

- Владислав, я ни в коем случае не собираюсь сталкивать лбами вас с Алексеевым. Но приведу его слова, опубликованные в СМИ. ”Мотивация Сандора Лийве заключается в том, что квоты теперь покупать нужно, раньше выдавали бесплатно, плюс увеличиваются налоги на природопользование на 25 процентов. И такой прибыли, как раньше, дескать, не будет. Если до сих пор половину прибыли давало производство электроэнергии, то теперь прибыль будет сводиться к нулю, а с 2014 года прогнозируется минусовая прибыль”. Он назвал это ”бардаком”. Чем вас не устроили эти аргументы?

- Сегодня из Eesti Energia сделали курицу, несущую золотые яйца. Сегодня топливно-энергетический концерн является спонсором государства! Мало того, что из Eesti Energia изымаются дивиденды, на которые накручивается подоходный налог, так еще государство обложило нас всех, потребителей, косвенными налогами: акцизами на электроэнергию, природоохранными налогами. С 2012 года государство сняло возможность использовать ”красную”, безакцизную солярку, увеличив тем самым себестоимость добычи сланца, но пополнив свой бюджет. Вот и получается, что государство доит концерн Eesti Energia, который, в свою очередь, доит своих работников. В результате, АО Eesti Energia, особенно, в горнодобывающей его части, пришло к рабовладельческому строю.

- Одна забастовка уже была, но по сравнению с теми, что проводятся в развитых европейских странах, она оказалась, извините, пародией на них. Не будет ли новая забастовка второй серией этого ”кино”?

- Я не могу отвечать за ту забастовку, которую суд признал незаконной, хотя решение суда еще будет обжаловано. Я могу отвечать только за намерения нашего профсоюза. Если мы выйдем на забастовку, то она будет реальной.

- И каков шанс, что к вам прислушаются?

- По крайней мере, потери у концерна будут значительно больше, чем требуется на то, чтобы выполнить наши требования.

- Ответьте честно на вопрос: что такое эстонские профсоюзы, по сравнению с теми профсоюзами, о которых мы ежедневно слышим в новостях из Германии, Испании, Франции, даже Греции?

- Я работаю вместе с эстонскими и европейскими профсоюзами, и могу сказать, что у всех есть свои проблемы. Просто из СМИ мы не узнаем обо всей кухне того, что творится в Европе и у нас. Я не буду распространяться об этом, скажу только, что единство, о котором все мечтают, не достигнуто как раз по вине тех, кто громче всех говорит о нем: мол, пока мы едины, мы непобедимы. Они, как раз, и не поддерживают это единство. Поэтому и получается раздрай.

- Владислав, энергетики, в том числе и вы, кроме того, что производители электроэнергии, еще и рядовые ее потребители. Подорожание электроэнергии касается всех. Как вы это скушали и переварили?

- Давайте смотреть: проблема в том, что государство не может сформировать свой бюджет, и делает красивую мину при плохой игре. Провозгласив на выборах понижение прямых налогов, оно повышает налоги косвенные. По-другому пополнять бюджет они не умеют. Они не умеют создавать новые рабочие места, развивать бизнес в Эстонии.

- И при таком раскладе вы будете проводить забастовку без политических требований, как это рекомендует Фемида?

- Забастовка не будет политической, она будет направлена против работодателя. А ее последствия будут направлены и на правительство, и на Рийгикогу. Ее не смогут признать незаконной, так как мы требуем от работодателя повышения заработной платы. Всего лишь. Но все брызги, которые полетят, будут достигать и правительства, и парламента, где решаются все вопросы. Но причина забастовки — отсутствие договоренности по коллективному договору.

Поделиться
Комментарии