Долги копятся, товарищество предупреждает, потом обычная цепочка мероприятий: заявление в суд, возможно, судебный компромисс, неисполнение обязательств перед судом, и решение последнего: "выселить", пишет "Виру Проспект".

Но ситуация, которая недавно попала на рассмотрение нарвских депутатов, несколько отличается от типичной: вроде бы и доход у семьи был, и не числится эта семья в списках неблагополучных, а квартиру потеряли. Точнее сказать — потеряли право на съем, поскольку квартира муниципальная и находится в собственности города. Но обо всем по-порядку.

Остались на улице

Имена участников этой истории, за исключением официальных лиц, изменены. Татьяна и Сергей воспитывают троих детей, один из которых — инвалид. Сама Татьяна тоже имеет 60% нетрудоспособности, периодически попадает в больницы. Сергей — водитель большегрузного транспорта и дома, как водится, бывает редко. Работа такая.

Нанимателем квартиры числилась Татьяна, которая как раз и не платила по счетам аккуратно и регулярно в течение уже нескольких лет. Почему же так вышло?

Соседи характеризуют эту семью как внешне благополучную.

- Дети у Татьяны всегда аккуратно одеты, сама она женщина приятная, неплохая. Уж точно ни наркотиками, ни алкоголем тут и не пахнет, — уверили корреспондента "ВП" словоохотливые соседки героев материала.

Председатель квартирного товарищества, к которому относится проблемная квартира, Владимир Ч., тоже не может сказать ничего плохого ни о Татьяне, ни о Сергее.

- Я совершенно не понимаю, почему так произошло. Сергей деньги зарабатывал, средства у семьи были, почему же его жена не платила — это осталось невыясненным, — пожимает он плечами. Квартирное товарищество, в принципе, долгое время пыталось договориться с Татьяной. Женщина всегда обещала долги оплатить, но факт оставался фактом: в течение нескольких месяцев на счет КТ оплата от данного нанимателя не поступала.

Когда вернувшийся домой глава семьи увидел опечатанную судебным исполнителем дверь, он оторопел. По его словам, он понятия не имел о долгах и не знал, что его жена счета не оплачивает.

Оставим за рамками материала удивление по этому поводу, внутренняя жизнь людей зачатую остается тайной за семью печатями, да и влезать туда не пристало. Однако же ситуация, когда семья, двое членов которой — инвалиды, оказывается на улице, все же требует внимания и разбирательства. Видимо, именно поэтому, да и еще потому, что Сергей оплатил все долги и связанные с судебным производством расходы, дело это дошло до местных политиков. И вопрос о возвращении семьи в квартиру, которая хоть и не является их собственностью, но в которой они прожили много лет, был представлен на заседании Нарвского городского собрания.

Правовым основанием для включения данного вопроса в повестку дня послужил пункт "исходя из интересов города", поскольку нынешним порядком сдачи внаем муниципального жилья заключение нового договора с теми, кто был выселен за долги, не предусмотрено. Вот только часть депутатов так и не поняли, в чем же этот интерес заключается.

"Наигранная беспомощность"

Большинство народных избранников весьма эмоционально восприняли эту информацию: действительно, есть конкретная семья с двумя инвалидами, есть решение суда о выселении. И в компетенции городского собрания в общем-то сделать так, чтобы семья в квартиру вернулась.

Но по сути порядка о найме муниципального жилья правовых оснований для этого нет. Да, это сухие факты, да, нужно бы вникнуть в ситуацию, но, как высказался один из депутатов, "один раз мы сделаем исключение, и "наигранная беспомощность" станет нормой". Это значит, что люди, которые месяцами не оплачивают счета за муниципальное жилье, будут уверены, что все их проблемы разрешат депутаты.

Есть здесь еще один важный и весьма щекотливый момент: как быть с теми, кто стоит сейчас на очереди для получения права вселиться в муниципальную квартиру? Ведь там тоже не самые простые судьбы, и кому-то это нужно так же, как и нерадивым нанимателям Татьяне и Сергею.

Председатель квартирного товарищества, к которому относится горе-квартира, ничего против возвращения соседей назад не имеет. Но при одном условии: договор найма должен быть заключен на имя главы семьи — Сергея. На данный момент ситуация "зависла": депутаты отложили решение данного вопроса до августа — следующей сессии городского собрания.

На обсуждении вопроса пришли к решению, что до августовской сессии квартира никому сдана не будет. Где сейчас проживают супруги с детьми, редакции точно неизвестно. По данным от депутатов, у кого-то из родственников. Дозвониться героине этой истории, Татьяне, "ВП" не удалось — женщина трубку не поднимает.

Нужно ли бюрократии человеческое лицо?

Вице-мэр Александр Людвиг считает, что данный случай необязательно было доводить до вынесения на заседание городского собрания, при более эффективной работе жилищной комиссии можно было решить проблему на раннем этапе.

- Жилищная комиссия — орган довольно жесткий, разумеется, при принятии решения его члены руководствуются действующим порядком распределения муниципального жилья. Но зачастую люди, которые попали в неприятную ситуацию с выселением, обращаются прямо ко мне. Я не привык людей "отфутболивать", а потому стараюсь объяснить им все, что касается пунктов этого порядка, прекрасно понимая, однако, что это не моя компетенция. В то же время, я знаю, что поступит жилищная комиссия, как правило, не в пользу человека; уж если он пришел сюда, значит, дело приняло серьезный оборот, — объясняет Людвиг.

В то же время вице-мэр считает, что жилищной комиссии нужно быть более разносторонней, возможно, активнее сотрудничать с социальными структурами города. В противном случае правильнее будет вообще расформировать ее и поставить заниматься вопросом распределения муниципального жилья одного чиновника. Ведь что обсуждать, если все равно поступишь по "букве порядка"?

- Было бы неплохо, если бы в штате муниципального предприятия Linnaelamu появился социальный работник. Он мог бы выходить на контакт с проблемными жильцами, пытаться понять ситуацию, выяснить какие-то мелочи, возможно, важные для принятия решения, — говорит Людвиг.

Депутат Тамара Гордеева, руководящая инфопунктом для квартирных товариществ, во многом согласна с тем, о чем говорил вице-мэр.

- Я вообще считаю, что это случай исключительный, и пытаться подогнать его под какой-то шаблон неправильно. У людей случилась беда — они потеряли квартиру. Да, возможно, они до конца не осознавали, что их могут выселить за неуплату, а может, в семье сложилась какая-то непростая ситуация, а за помощью обращаться стеснялись. Гадать можно долго… Пожалуй, этот случай вскрыл проблемы в работе различных городских структур, в том числе и в не очень хорошем взаимодействии представителей жилищной комиссии и социальных служб города. Здесь есть над чем работать, — уверена Гордеева.

Поскольку этот вопрос был перенесен на следующее заседание горсобрания, до августа для семьи, потерявшей квартиру, ничего не изменится.

- Я все же не считаю, что, приняв решение вернуть этим людям жилье, те, от кого это зависит, ущемят интересы ожидающих в очереди. Нельзя ставить вопрос таким образом — семья прожила в этой квартире много лет, это их дом, — высказал свое мнение Александр Людвиг.

Остается только ждать и надеяться, что этот случай даст возможность задуматься как над действующим порядком распределения муниципального жилья, так и над более эффективным сотрудничеством всех структур, от которых зачастую зависят судьбы людей.

А тем, кто продолжает копить долги, можно посоветовать не надеяться "на авось", а постараться решить проблему, не доводя ситуацию до крайности, как случилось с героями этого материала.

НАША СПРАВКА:

Согласно действующему в Нарве порядку распределения муниципальных жилищных помещений, они могут сдаваться:
- ходатайствующим о предоставлении муниципальной квартиры или комнаты внаем лицам, поставленным на учет,
- в случае расселения или заселения общего жилого помещения,
- в случае сдачи муниципального жилого помещения внаем, если одно муниципальное жилое помещение обменивается на другое, исходя из публичных интересов,
- в других случаях, исходя из интересов города Нарвы.

Поделиться
Комментарии