"Сланец это наше местное полезное ископаемое, одно из немногих наших богатств. Поэтому в интересах государства продолжать этот сектор развивать. Но возникают вопросы, касающиеся его добычи. На политическом уровне мы будем отстаивать восстановление Eesti põlevkivi. У государства должна быть компетенция, надо развивать институты, надо централизовать добычу ископаемых. Это экономически эффективно, если государство будет заниматься добычей и предлагать сланец по конкурентно способным ценам, как для своих нужд, так и для производства масла, обеспечивая ресурсами не только Eesti Energia, но и химпредприятия. Мне кажется, что в условии ограниченного количества шахт — это тот путь, по которому мы должны идти", — добавил Бородич. 

Напомним, что долгие годы производственное объединение ”Эстонсланец”, преобразованное затем в АО Eesti põlevkivi, было отдельной отраслью, подчиняющейся Министерству экономии Эстонии. Затем в мае 2009 года оно было присоединено к Eesti Energia и стало дочерним предприятием энергетического гиганта. Было это тогда, когда возник вопрос о продаже эстонской энергетики зарубежному капиталу. С тех пор горнодобывающий концерн Eesti Energia kaevandused остается в составе энергетической отрасли. И вот Денис Бородич озвучивает некие планы возвращения шахт и разрезов к прежней форме объединения в отдельную отрасль ”с целью централизации”.

Член Рийгикогу Лембит Кальювеэ, также участвовавший в Дне сланца, на вопрос о том, как он видит перспективу сланцедобычи, ответил: "Сланцевая промышленность была, есть и будет, в этом я уверен. Я думаю, те объемы в 15 — 20 миллионов тонн в год — такими и останутся, я не вижу каких-либо изменений для шахтеров. Менять надо систему, и государство должно больше заниматься этими вопросами, то есть промышленными вопросами и вопросами окружающей среды тоже".

Учитывая близость независимого депутата парламента Лембита Кальювеэ к взглядам реформистов на развитие экономики, а также то, что Денис Бородич делает заявления от имени партии (”На политическом уровне мы будем отстаивать восстановлений Eesti põlevkivi”), не исключено, что вопрос возвращения шахтеров к старой форме объединения уже обсуждается не на уровне офиса реформистов в Йыхви, а гораздо выше. Однако, что думают по этому поводу специалисты? Например, производственный директор Eesтi Energia kaevandused Эрик Вяли.

"По большому счету, для шахтера нет никакой разницы, кто у него начальник — Eesti Energia или же мы самим по себе предприятие. С одной стороны, даже лучше, если мы — дочка крупного энергетического концерна. Финансовые и организационные вопросы решаются в Таллинне, и у нас остается больше времени заниматься непосредственно производством. Шахтеру главное, чтоб у него была работа и нормальная зарплата, и чтобы условия труда были современными. Я могу с уверенностью сказать, что с переходом в состав Eesti Energia у нас не уменьшились инвестиции", — сказал Вяли.

На вопрос о том, как он сегодня оценивает условия труда горняков на предприятиях, Вяли ответил: "Они на мировом уровне. Я много посещал родственных предприятий за рубежом, и могу сказать, что мы в этом отношении одни из лучших. К нам приезжают за опытом".

Поделиться
Комментарии