В Эстонии Александр родился. Тут у него квартира, отец, могилы предков, постоянный вид на жительство. В России он получил образование, в России у него семья и работа, гражданство у него тоже российское. Как известно, эстонский закон об иностранцах устанавливает, что обладатель вида на жительство в Эстонии должен находиться здесь не менее 183 дней в течение года, а если намерен пребывать за границей дольше, обязан свое долговременное отсутствие предварительно зарегистрировать в миграционной службе департамента полиции и погранохраны. Зарегистрировавшийся таким образом даже и во время отъезда считается постоянным жителем Эстонии. Длительность зарегистрированного отсутствия не может превышать двух лет за один раз.

Медведев фиксировал свои длительные отъезды из Эстонии уже трижды, начиная с 2003 года. В начале текущего года он вновь подал соответствующее ходатайство в расчете на регистрацию до 2016 года. В ответ миграционная служба ДППО написала ему, что закон предполагает регистрацию длительного отсутствия иностранца, если тот собирается находиться за рубежом временно, а в случае заявителя-де все говорит, что его резоны уже не носят временного характера. Департамент указал, что, по данным погранконтроля, за пять минувших лет мужчина провел в Эстонии всего 136 дней и его постоянным местом жительства, очевидно, на самом деле является Россия. Чиновники нашли, что регистрация отсутствия — то есть, по сути, сохранение для отсутствующего статуса постоянного жителя — не будет обоснованной. Но, правда, запросили у человека дополнительные пояснения. Александр предоставил их.

Сказали, что удовлетворили, но без подтверждения

В своем ответе Медведев пишет, что работает в России не по постоянному, а по временному контракту, а то, что его постоянным местом жительства остается Эстония, подтверждается тем фактом, что он зарегистрирован в здешнем российском консульстве (постоянных жителей РФ диппредставительство на учет не берет).
”Меня связывают с Эстонией крепкие социальные и общественные узы, и я всегда считал и буду считать эту страну своим домом. Отказ в регистрации моего отсутствия в Эстонии может повлечь за собой лишение меня права использования постоянного вида на жительство, что лично для меня будет являться непоправимой социальной катастрофой. Отказ в регистрации… считаю ограничивающим меня в ряде прав, в том числе и гарантированных конституцией Эстонской Республики”, — подчеркнул мужчина.
Корреспонденту ”ИП” Александр рассказал, что после отправки этого своего письма ждал ответа полтора месяца и, в конце концов, сам отправился в миграционный отдел в готовности подать туда еще пояснения.

- Мне сказали: а ваше ходатайство удовлетворили. Но сказали устно, а письменного подтверждения не дали, — сказал Медведев. — Никаких существенных ущемлений я не сейчас не испытываю, но сама ситуация меня серьезно волнует.

Почему волнует? 

По словам собеседника, раньше регистрация долгого отсутствия иностранца носила в Эстонии, скорее, уведомительный характер (то есть человек сообщил властям, и этого достаточно), сейчас она приобрела характер принятия властями решения по ходатайству. Поэтому хотелось бы иметь это решение на руках, и Медведев отправил в ДППО соответствующий запрос.


Кроме того, Александр утверждает, что теперь якобы разрешение на длительное отсутствие выдается ограниченное количество раз. Если так, то это сравнимо уже с крепостным правом, добавляет он. 

В итоге человек серьезно обеспокоен: будущее стало неопределенным, того и гляди, снегом на голову свалится новость ”вы больше не имеете права на жительство в Эстонии”.

Многие скажут: ну, так в чем проблема? работай в Эстонии, плати здесь налоги или переезжай в Россию полностью — вот и не понадобится разрываться!

- Я занимаюсь радиоэлектроникой, а этой отрасли в Эстонии нет. Шире говоря, речь идет о возможности реализовать предпринимательскую инициативу, и таких возможностей в Эстонии на несколько порядков меньше, чем в той же России. Что касается налогов, то между Эстонией и Россией есть соглашение об отсутствии двойного обложения. Я уплачу налоги в России, но заработанное там потрачу здесь. С другой стороны, не все измеряется деньгами. Я веду общественную деятельность в родном городе (Медведеву принадлежит один из популярных силламяэских интернет-ресурсов. — прим.авт.) и хочу, чтобы мой город развивался. Я должен что-то давать Эстонии в обмен на право жить здесь? Но я ведь здесь родился, я тоже — Эстония. Уж во всяком случае не меньше, чем господин президент, в основном проживший за границей, — ответил Александр Медведев.

”Под гильотиной” вероятности потерять право на постоянное жительство в Эстонии из-за долгого отсутствия Медведев, по его словам, находится не один. 

- Это проблема неграждан, которые уезжают на заработки. Я знаю в своем окружении уже двоих-троих, кто таким образом потерял или вот-вот потеряет свой вид на жительство. 

Директор правозащитного центра ”Китеж” Мстислав Русаков сказал ”Инфопрессу”, что избежать неприятных последствий продолжительного отсутствия в Эстонии можно при помощи его регистрации и особых ”подводных камней” при регистрации отсутствия он не видит. Законом предусмотрены следующие уважительные причины для отсутствия в Эстонии: учеба; работа; пребывание на срочной службе в вооруженных силах иностранного государства или иная причина временного характера, которая предполагает отсутствие иностранца в Эстонии. Действительно, вступивший в силу с 1 октября 2010 года новый Закон об иностранцах несколько детализировал и ужесточил процедуру регистрации: если раньше она носила уведомительный характер, то сейчас стала практически разрешительной. И если раньше уведомлять об отсутствии должны были только те, у кого срочный вид на жительство, то сейчас все иностранцы. 

Более подробно комментарии специалистов на тему долговременного отсутствия обладателя вида на жительство в Эстонии мы планируем представить в следующем номере газеты.

Поделиться
Комментарии