Председатель профсоюза Юлия Леонтьева рассказала Delfi о том, как именно будут проходить очередные сокращения, какая будет оказана помощь оставшимся без работы людям, и есть ли у них шансы на трудоустройство.

В курсе ли сокращаемые?

”Работников, которые попадут под сокращение, еще не оповещали об этом”, — сообщила Леонтьева (по состоянию на вторник, 19 января, когда она давала нам интервью — прим. ред.). По ее словам, все будет сделано по закону: сначала предприятия представят профсоюзу данные о количестве сокращаемых, после чего профсоюз будет вести переговоры с работодателем и начнет искать пути минимизации сложившейся ситуации, чтобы как можно большее количество людей получило социальную защиту.

Все ли по закону?

Говоря о предыдущих сокращениях на этом предприятии, Леонтьева заверила, что все было сделано юридически корректно. По крайней мере, профсоюз нарушений не выявил. Есть, однако, вероятность, что не все обращались в профсоюз. Закон работает таким образом, что даже если профсоюз и мог бы где-то что-то оспорить, без желания самого человека этого сделать нельзя, подчеркнула председатель профсоюза.

Как помогает VKG?

Леонтьева рассказала, что совместная работа была проделана со специалистами Кассы по безработице, кроме того, будут приглашены карьерный консультант и психолог. Работодатель, в свою очередь, связался с несколькими банками.

Что делать с кредитами?

”Дело в том, что во время прошлых сокращений люди были несколько лучше защищены — у них не было таких кредитов. В 1999 году, по статистике, было больше рабочих мест: существовал, например, Nitrofert, было больше предприятий среднего бизнеса, — вспоминает она. — Каждый человек, попавший в данную ситуацию, должен сам обратиться в банк, а не ждать, когда проблемы навалятся, как снежный ком”.

Плачевная ситуация

Леонтьева тоже затронула тему отключения ряда домов Кохтла-Ярве от отопления. VKG Soojus является дочерним предприятием VKG.

”Не возникнут ли и там еще подобные дома-призраки, которые к следующему отопительному сезону не выдержат этой долговой нагрузки?” — задается она риторическим вопросом. Это настоящий снежный ком проблем. Вопрос затронет и все те малые предприятия, которые были подрядчиками концерна. Упадет и покупательская способность, считает председатель профсоюза.

Maxima приглашает людей работать в Таллинн на четыре дня: четыре дня человек работает, четыре отдыхает. ”Я не оптимист, не пессимист, я — реалист: уехать в Таллинн с зарплатой 500 с лишним евро грязными… Они сказали, что предоставляют транспорт и место для ночлега. Кто будет оплачивать это место? Maxima или сам человек? Какого качества будет это место проживания?” — недоумеват Леонтьева. Она предполагает, что раз столько людей остались без работы — увеличится и число краж. Опять же, если человек живет один, согласится ли он оставить свою квартиру на четыре дня?

”Кроме того: люди привыкли жить в этом регионе. С переездом человек теряет всех знакомых; быть может, для молодых это не настолько большая проблема, но для людей в возрасте это крайне тяжело”, — добавила она.

Никто не знает, что будет дальше

Прошлогоднее сокращение штата, по словам председателя профсоюза, показало, что лишились работы в основном пенсионеры. Сейчас остались работники, которые хотят, могут и умеют работать, а их лишают работы.

В свое время Viru Keemia Grupp было спонсором всех социальных мероприятий, проводившихся в городе. С прошлого года предприятие больше не оказывает никакой спонсорской помощи вообще.

”У нас были случаи, когда люди попадали под сокращения, но потом цена на нефть росла, появлялся свет в конце тоннеля, и их опять принимали на работу, — вспоминает Леонтьева. — Но в нынешней ситуации ничего нельзя предвидеть, ничего нельзя предугадать. Я общалась с несколькими работниками Nitrofert. Они не трудоустроилась. Хотя вчера (18 января — прим. ред.) Касса по безработице сказала нам, что 50% из сокращенных с Nitrofert нашли работу. Наверное, мои знакомые не попадают в эти 50%”.

”Сейчас люди находятся в ожидании — никто не знает, что будет”, — подытожила Леонтьева.

Председатель профсоюза химиков Кохтла-Ярве Юлия Леонтьева ответила еще на много важных, острых и интересных вопросов. Но об этом — в видеоинтервью Delfi:

15 января Ида-Вирумаа посетил министр экономики и инфраструктуры Кристен Михал. Он сказал Delfi, что сокращенным людям вполне реально найти новую работу по своей специальности, или освоить новую. В качестве примера он привел прошлую волну сокращений — из 450 человек на учете Кассы по безработице сейчас уже находятся только 50, другие нашли работу сами или при поддержке кассы.

Новая волна сокращений на VKG означает, что армия безработных Ида-Вирумаа в 6540 человек (по состоянию на конец прошлого года) получит ощутимое пополнение. На конец декабря уровень зарегистрированной безработицы в Ида-Вирумаа составлял 10,1%, в то время как в среднем по Эстонии этот показатель был 4,7%.

Поделиться
Комментарии