- Господин Кёсс, сколько людей и транспорта пересекает сейчас границу в Нарве и как меняются эти потоки в последнее время?
- Если сравнивать последние три года, то после некоторого спада в 2010 году, в 2011-м мы снова достигли более четырёх миллионов пересечений границы людьми. И в этом году фактически останемся на том же уровне. Наш прогноз был - увеличение где-то на 6 процентов, но, по всей видимости, такого большого количества не будет.
Конечно, границу здесь в основном пересекают те, кто живут в приграничных районах. Но отрадно отметить, что из года в год растёт и количество туристов, которые посещают Эстонию.
- Весь 2012 год прошел под знаком пресловутой проблемы «бензовозов». Сейчас, если смотреть статистику, какие результаты принятых в отношении «бензовозов» мер вы видите?
- Известно, что были автобусы, которые ездили на российскую территорию, чтобы заправиться. Сегодня такие автобусы границу не пересекают. Фактически не стало и так называемых «американцев» - микроавтобусов, пересекавших границу с той же целью. Надо отметить, что есть некоторая тенденция снижения количества легкового транспорта, но, с другой стороны, растет количество туристов, которые именно на легковом транспорте пересекают границу.
- Борьба с «бензовозами» всё же дала кому-то реальный выигрыш?
- Я считаю, что, допустим, тем людям, которые пересекают границу с целью туризма или бизнеса, стало удобнее. И другой положительный результат - снизилась нагрузка при проверке автобусов.
- Много ли «критических стрел» в связи с этими мероприятиями таможни получают пограничники от народа?
- Конечно, среди тех, кто пересекает границу, есть разные люди, но я бы не сказал, что и в Нарве были такие острые ситуации, которые были присущи эстонско-российской границе на южном направлении. Конечно, были люди, которые высказали свое мнение, но в демократическом государстве каждый имеет на это право.
- Нарвский КПП уже близок к пределу своей пропускной способности - или, наоборот, с учётом всех принятых мер, вы что-то выгадали, появилось свободное пространство?
- Мы достигли максимальной пропускной способности, на которую рассчитана эта инфраструктура. Мы это понимаем, и поэтому в рамках европейского проекта трансграничного сотрудничества Эстонии, Латвии и России запланирована реконструкция автодорожного пункта пропуска. Если все пойдёт хорошо, то строительство должно завершиться к 2015-му году. В результате у нас будет построен современный, новый терминал для пешеходов, потом будет расширяться терминал для легкового транспорта и автобусов: если сегодня там имеется четыре ряда, то будет шесть, если для пешеходов сегодня два ряда на вход и два на выход, то будет, соответственно, четыре и четыре. И при проверке грузового транспорта у нас будет применяться принцип «одной остановки», то есть не будет двух разных терминалов - таможенного и пограничного, а все процедуры будут производиться работниками таможни и пограничниками в одном терминале. Но это - максимум, что можно сделать в Нарве, потому что с одной стороны находится историческое здание крепости, а с другой жилой район, и расширяться уже больше некуда.
- То есть этот расширенный, реконструированный пункт будет здесь же?
- Да. Просто мы поменяем некоторые технологические схемы, и нынешний пешеходный терминал будет снесён, а взамен построен новый ближе к терминалу грузовых автомобилей. За счёт старого терминала для пешеходов будет расширяться терминал для легкового транспорта и автобусов.
- Это точно будет или данный проект ещё рассматривается?
- Нет, вопрос решён, деньги выделены, сейчас идет работа над соответствующими договорами, и во взаимодействии с российскими структурами это будет осуществляться. В рамках этого проекта и на российской стороне - на Парусинке - тоже планируется построить современный международный пункт пропуска для пешеходов.
- И тогда пешеходные потоки полностью, как говорили раньше, перейдут на Парусинку?
- Мы это не говорим. Но фактически появится возможность для всех пешеходов - не только жителей Нарвы и Ивангорода, но и всех лиц, независимо от их гражданства, постоянно проживающих на территории ЭР и РФ, - 24 часа в сутки пересечь там границу в современных условиях.
- Господин Кёсс, какие нарушения в пограничной хронике сегодня самые характерные?
- Как и на многих других границах, мы сталкиваемся с нелегальной миграцией. Речь, прежде всего, о гражданах третьих стран, которые из регионов с неблагополучными условиями, регионов конфликта ищут возможность попасть в Европу. Здесь мы совместно с российскими пограничниками нашли очень существенные контрмеры, в результате на нашем участке сейчас нет организованных каналов по переправке нелегальных иммигрантов.
Другое дело - это использование поддельных документов. Раньше подделывали паспорта, потом - виды на жительство или шенгенские визы, а сегодня используется так называемый законный путь незаконной миграции. Люди получают визы, но при ходатайстве о них дают неправильные сведения: допустим, заявляют, что приедут сюда с целью туризма или чтобы купить автомобиль, а, на самом деле, когда мы беседуем с этими гостями на границе, то убеждаемся, что цели у них другие. В данном случае мы тоже имеем право воспрепятствовать въезду и отправляем людей обратно.
Есть незаконное пересечение границы с хозяйственно-бытовыми целями - рыбаки, которые всегда думают, что на противоположной стороне рыба крупнее и её там больше. Есть «пловцы», в том числе те, кто из хулиганских побуждений в состоянии алкогольного опьянения хотят показать, что могут переплыть реку, хоть это и очень рискованное мероприятие. А в августе прошлого года, например, алжирцы переплыли с российской стороны на эстонскую, используя спасательные жилеты, у которых светоотражающие полосы были заклеены лентой, чтобы наши средства наблюдения не могли их обнаружить. Но у нас очень профессиональные пограничники, и эти пловцы были задержаны. Есть нарушения закона об иностранцах, когда люди остаются на территории Шенгена больше позволенного. Кто-то потому, что не умеет подсчитывать разрешенный срок пребывания, а кто-то - потому, что хочет здесь незаконно работать... Так что спектр очень широкий.
- Серьёзная, организованная преступность через границу сейчас перемещается?
- С точки зрения пограничной, у нас два основных риска. Это - организованная переправка людей и организованная переправка контрабанды. Есть признаки, что контрабандная деятельность - а именно, переправка сигарет - становится более организованной, и пограничники должны быть готовы к тому, что даже не исключены случаи, когда против пограничных нарядов может быть использована сила.
- Не исключены или уже были?
- Обстановка, вообще-то, стабильная, и насильственного характера нарушений границы, к счастью, до сих пор не было. Но мы должны быть к этому готовы.
- Речь идёт о возможном применении контрабандистами силы или оружия?
- Пока мы говорим - силы. Так как партии большие и деньги большие, конечно, эти люди готовы на всё. А что касается организованной переправки людей, то, как я сказал, благодаря мерам, которые мы с российскими коллегами принимаем, нам удалось этого избежать.
- Сегодня на границе преступности больше или меньше, чем лет десять назад? И куда всё-таки дело движется?
- Если говорить о типичных нарушениях, то ситуация остается стабильной. Допустим, незаконных пересечений границы регистрируется примерно 60-70 ежегодно. Если говорить об использовании поддельных документов, то в прошлом году оно резко возросло, но благодаря общей методике, по которой мы работаем с российскими пограничниками, в этом году рост сменился снижением. А что касается контрабандной деятельности, то она перемещается с контрольных пунктов на речной участок; фактически сегодня мы говорим о рисках на всей протяженности реки Наровы и в этом году уже задержали более миллиона сигарет.
- Сколько лет вы работаете в Ида-Вирумаа на границе?
- С 16 января 2006 года.
- Самое разительное отличие, которое вы бы выделили, если сравнить 2006-й год и нынешний?
- В 2006 году мы не могли прогнозировать, что интенсивность пересечения границы возрастёт так быстро. Мы строили также некоторые прогнозы, которые связаны с противоправной деятельностью на государственной границе, и эти прогнозы оправдались. Но самое сильное моё впечатление - это люди, которые вместе со мной служат и решают ответственную задачу. Я восхищён коллегами, которые приезжают сюда каждую неделю из разных уголков Эстонии и делают свою работу на очень профессиональном уровне.

Поделиться
Комментарии