Представителей обществ, понятное дело, очень интересовали вопросы финансовой поддержки их многочисленных праздников, поездок и прочих мероприятий. По словам министра, в этом году на так называемое базовое финансирование подобных формирований выделено 320 тысяч евро, которые распределяются между девятнадцатью ”зонтичными” организациями, объединяющими в общей сложности более 230 обществ национальных культур. Культурные общества могут также получить дополнительное финансирование на проектной основе.

Общественники поинтересовались у министра и тем, анализируется ли результативность интеграционной политики? ”За этими процессами постоянно наблюдают, а результаты анализируют. В 2011 году был проведен большой интеграционный мониторинг. Другой мониторинг интеграции планируется на конец текущего года. В интеграционных делах мы не стоим на месте”, — сказала Тийдус, посоветовав интересующимся до конца мая успеть подать свои предложения к новой интеграционной программе через портал osale.ee.

”Медиакомиссия — не вмешательство в дела средств массовой информации”

Урве Тийдус нашла время, чтобы ответить и на несколько вопросов корреспондента ”Инфопресса”.

Сейчас идет работа ”над улучшением информационного пространства для русскоязычного населения Эстонии”. Есть ли гарантии, что она не кончится нулевым результатом? Ну, откроется пара новых передач, возьмут на работу пару дополнительных корреспондентов, может быть, даже создадут новый канал, — а через пять лет снова будем говорить ”надо улучшить информационное пространство…”?

Ни одна идея, ни одно решение не бывает окончательным и бесповоротным. Мы думали, собирая эту экспертную группу, что серьезные эксперты и профессионалы обсудят — что можно изменить в информационном пространстве Эстонии в пользу тех, кто, может быть, передачи на эстонском языке не слушает и не смотрит. Вариантов много. Сделать новый телеканал? Тогда как и где? Ясно, что новый телеканал был бы очень дорогим. У нас есть превосходные средства масс-медиа на русском, которые уже завоевали популярность у народа, они идут в ногу с событиями и отлично отражают жизнь Эстонии — может, лучше использовать их более интенсивно? Или…

У меня, конечно, могут быть свои мнения, ведь я сама ранее была связана со средствами массовой информации, с телевидением, однако я все-таки выслушаю мнение экспертов. Основная мысль — чтобы информационное пространство было еще богаче, чтобы события, которые происходят рядом с человеком и у соседей, были бы отражены и на экране. Будучи ранее руководителем региональной редакции в Западной Эстонии, я знаю, каково значение региональной новости. Людям важно, что их местная жизнь получает отражение и на общеэстонском экране. Где именно это делается — другой вопрос.

Эстония либеральное государство, а один из принципов либерализма — разделение властей. Средства массовой информации иногда называют ”четвертой властью”, и принято, что государство сюда не вмешивается. Занимаясь сейчас вопросом ”русского медиапространства”, не нарушает ли государство этот принцип? То есть созданное таким образом — будет ли оно независимо?

Масс-медиа независимы, и точка. Мы сюда никогда не вмешиваемся, ни одним распоряжением не давая кому-либо какого-либо приказа. Мы ни в чем не ограничивали свободу и не намерены этого делать. Но у министерства культуры, которое администрирует тему медиаполитики, может быть больше практических мыслей о том, как организовать средства массовой информации.

Русское общество заметило — как сигнал для себя, что проблемы медиапространства для русских обсуждает комиссия, на 90 процентов состоящая из эстонцев. Кого-то это даже задело. Заметили и то, что ида-вируские средства массовой информации там не представлены. То есть тут сигнал со стороны государства такой: ребята, мы создадим и дадим вам информационную среду…

Такого намерения с моей стороны, конечно, нет. Может, состав этой комиссии — немного ”таллиннский”, но это всегдашняя тема — столица и регионы. Подчеркиваю: если кому-то показалось, что некая важная мысль осталась невысказанной, можно послать свои предложения мне электронной почтой, они дойдут до комиссии. Желающие поучаствовать в заседании комиссии тоже могут это свое пожелание выразить.

И из Ида-Вирумаа?

Почему бы и нет? Вы желаете прийти?

Министерство образования на днях сообщило, что не удовлетворено проектом новой программы интеграции, потому что эта программа абстрактна и не содержит конкретных мер по уменьшению экономического неравенства между национальностями и регионами. Что вы скажете по этому поводу?

Как известно, программа интеграции до 2020 года сейчас проходит круг согласований. Министерство образования и науки активно участвовало в составлении этой программы, их представители все время были внутри этого процесса. Да, они дали знать, что не всем довольны. Я считаю, что после этого круга согласований все соберутся снова, и мы решим эти вопросы.

Сколь конкретной станет эта программа? Она будет говорить, что надо ”улучшить, усилить, а также поднять и углубить” или там будут четкие задачи?

Программа имеется в свободном доступе на osale.ee. Там нет ”увеличить и усилить”, а сформулированы очень конкретные цели, пути и способы их достижения, а также программа финансирования. Мы уже подготовили ранее две программы интеграции, у нас имеется хороший опыт, и он учтен при составлении новой программы.

Когда она будет принята?

В этом месяце закончится круг согласований в министерствах, потом она будет рассмотрена в правительственном кабинете, а затем — в Рийгикогу. Так что осенью должна быть принята.

Раньше любили говорить, что культура финансируется ”по остаточному принципу”, то есть дали на экономику, на армию, а уж что осталось — культуре. С культурой Эстонии дела так же обстоят? И растет ли финансирование культурной сферы Эстонии?

Это старое предубеждение — ”что осталось, то культуре”. Конечно, такого нет. При составлении бюджета всегда имеют в виду, что конституция говорит о поддержке эстонской культуры и языка, это как бы духовное основание для финансирования культуры. Да, суммы здесь меняются, и во многом эти изменения связаны с тем, что в данной сфере в разные годы бывают крупные проекты, во время поддержки которых и финансирование культуры поднимается. В Основах культурной политики-2020 эстонское государство ясно подтвердило, что культура поддерживается постоянно, подтверждено и то, что должны расти зарплаты людей, работающих в этой области. Зарплаты должны стремиться к среднему заработку по Эстонии. В новом коалиционном договоре также отчетливо сказано, что зарплаты работников образования и работников культуры должны сближаться.

В прошлом году музеи Эстонии посетили 3,7 миллиона человек, театры — значительно больше миллиона, и в стоимости всех этих билетов есть поддержка из госбюджета. Так что — наслаждайтесь культурой, пользуйтесь возможностями, ходите в театры и музеи, и тогда вы поймёте, сколько расходуется в Эстонии на культуру.

Поделиться
Комментарии