Павел Мальм живет в Кохтла-Ярве, но большую часть времени проводит в Иллука, где у него собственный и только что построенный дом. Он профессиональный жестянщик и работает в одной из местных фирм. Кроме того, десять лет занимался рыбной ловлей. Однако вот уже на протяжении двух десятков лет Павел верен своему увлечению — изготавлению различных поделок из бересты.

- Все пошло от моего деда Альфреда, который был мастером на все руки, в том числе умел плести лапти и изготавливать туеса, — рассказывает Павел. — К этому ремеслу привыкал потихоньку, сначала пытался делать из бересты маленькие куклы, а затем уже более серьезные вещи. Основательно этим ремеслом занялся уже после возвращения с воинской службы. И теперь, как мне кажется и считают мои родные, это на всю жизнь.

По словам Павла, береста (а ее иногда называют древнерусским папирусом — А.К) — необыкновенный и удивительный материал. Но поддается он не каждому. Это связано отчасти с тем, что качество бересты в наших лесах не очень хорошее.

- Бересту я собираю в местных лесах, — продолжает собеседник, — благо у меня много знакомых хуторян, имеющих свои угодья. И перед тем, как начинать вырубку леса, они всегда зовут меня, чтобы я мог успеть набрать бересты. Материал можно брать также и с умерших деревьев: пусть древесина давно сгнила, но береста еще остается годной к применению. Собираю ее круглогодично, правда, в зимний период она сложнее снимается с дерева, но зато более прочная. Именно из зимней бересты выполнены игрушечные кубики с английскими, финскими, эстонскими и русскими буквами. С помощью этих игрушек можно выучить сразу четыре алфавита. Надеюсь, что ими заинтересуются мои младший сын, которому всего три года, и дочь 12 лет. Ну а старший сын — ему уже 22 года — думаю, уже знает буквы.

На каждое изделие Павел ставит именное клеймо, чтобы люди, приобретающие у него ту или иную вещь, все же помнили, чьих рук это изделие. Больше всего мастеру нравится изготавливать игрушки. Хотя и куклы тоже интересно делать, несмотря на то, что рождаются они порой тяжело и долго. На изготовление одной игрушки может уйти целый год, а то и пара лет.

- Вот, например, — показывает Павел, — только на одну пару обуви для слепого викинга без сбора и подборки материала ушло 17-20 часов. А вот пряжка на его ремне самая что ни на есть настоящая — такие были во времена Киевской Руси. Ее я нашел во время очередных раскопок. Дело в том, что я занимаюсь еще и поверхностной археологией. Много чего нахожу из времен средневековья, наиболее ценные вещи передаю государству, а некоторые оставляю себе, как, например, эту пряжку. Рядом с викингом его поводырь — Дракон. Он выполнен с помощью ручного инструмента и на нем около двух тысяч чешуек, резаных стамеской. Это одна из самых сложных моих работ.

Авторские куклы П. Мальм не продает, разве что маленьких гномов. Говорит, как можно расстаться с тем, на что потрачено столько сил и времени?

- Меня многие спрашивают, — продолжает беседу Павел, — где я ищу сюжеты и персонажи для своих кукол, не догадываясь, что люди сами подсказывают их мне. Много примеров нахожу в лесу, где частенько бываю. Летом часто работаю под открытым небом в Куремяэ, возле одного из отелей Пюхтицкого монастыря, что всего в паре километров от моего дома. Во время экскурсий люди, приезжающие из многих стран мира, охотно подходят к моему столику и с любопытством следят за тем, что я делаю. Таким образом, много моих работ оказалось в частных коллекциях, примерно в 18 странах.

На открытие выставки, которое состоялось в начале этой недели, пришли ребята-кружковцы, которым Павел рассказал об истории появления и значимости той или иной куклы. Как правило, многие куклы являются персонажами какой-нибудь сказки. Вот, например, лиса с Колобком в зубах, а рядом подпись: ”Умираю, но не сдаюсь!”. Есть еще одна лиса, но она очень грустная, потому что у нее нет дома из-за того, что люди вырубили лес. ”Я живу в лесу и, к сожалению, вижу эту проблему. В общем, каждая игрушка имеет свою историю или свой смысл”, — комментирует мастер.

Глядя на некоторые поделки Павла Мальма, диву даешься, когда узнаешь о том, как долго изготавливалась та или иная вещь. Ту же новогоднюю гирлянду с ангелом, которая состоит из 2000 деталей и длиной 30 метров, мастер делал три года, причем без единой капли клея. Внутри каждого кубика горох, так что у гирлянды есть свой звук. Есть звук и у некоторых других игрушек, например, у детского рожка, с которым любит играть младший сын, а также у игрушки под названием ”змея-теща”.

- У ”змеи-тещи” звук раненого слона, — делится секретом игрушки Павел, — с ней я иногда хожу по грибы — пару раз в него дуну, и в округе ни одного конкурента. Все грибы в лесу мои (смеется).

В коллекции мастера много и других игрушек — всевозможные погремушки, детские люльки, коляски, знаки зодиака, ну и, конечно же, туеса — короба цилиндрической или овальной формы, сделанные из березовой коры. Берестяные туески с давних времен использовались для хранения продуктов питания или мелких вещей.

- Изготовление туесов, — признается автор выставки, — очень кропотливое дело. Ведь для них используется не только береста, но и другой природный материал, например, корень сосны. Его надо собрать, обработать и подготовить к работе. Именно им прошито большинство туесов. Я как-то подсчитал и получилось, что в год у меня уходит порядка 2 километров соснового корня.

А еще у Павла есть свой домашний оберег — берестяная звезда. Еще его бабка вешала этот оберег в своем доме, из-за чего, по ее признанию, старый черт не шел домой.

- Когда люди видят эту звезду, — говорит Павел, — то многие почему-то считают ее своей, несмотря на то, что имеют разную веру. Приходится объяснять, что этот оберег относится к славянской культуре и изначально это Крест Сварога — одного из самых могущественных богов славян.

Несмотря на наличие такого таланта, П. Пальм по характеру очень скромный и совсем не тщеславный человек. У него даже нет фотоальбома в интернете, не говоря уже о собственной веб-странице. Тем не менее, мастер иногда делится своим умением работать с берестой на различных выставках, мастер-классах. ”С удовольствием принимаю участие в мастер-классах, но все зависит от наличия материала, а с ним обычно напряженка. Вот и на данный момент материала практически не осталось, да и времени на любимое занятие тоже не хватает — очень много сейчас работы на производстве”, — признается народный умелец Павел Мальм.

С работами мастера можно познакомиться вплоть до 11 января 2015 года в выставочном зале Кохтла-Ярвеского Дома творчества.

Поделиться
Комментарии